М.В.Иголкин О глобализации, ее сути и последствиях для РФ 1. Если следовать марксистской традиции, то и анализ глобализации следует начинать не с перечисления, систематизации точек зрения, концепций наших идейных и классовых геополитических противников (хотя и это нужно), а с учетом того же "Манифеста". Хотя, как говорят, воды много утекло с тех пор, но сохраняется социально-классовая сущность интернационализации (глобализации) как объективного процесса обобществления труда, концентрации капиталов в единстве с целями ненасытного обогащения буржуазии, её вечной неуверенностью и"переворотами в орудиях производства", производственных и общественных отношениях. Причем не только грабеж, насилие и захваты колоний, но и "дешевые цены её товаров - вот тяжелая артиллерия, с помощью которой она разрушает все китайские стены". (К.Маркс, Соч., т.4). Ускоряя обобществление всего и вся, буржуазия превращает и личное достоинство человека в меновую стоимость, заменив все ценности и свободы одной "бессовестной свободой торговли", "буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим" (Там же). Возникла "всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится как к материальному, так и к духовному производству". (Там же). Здесь возникают предпосылки движения истории к коммунизму. Добавив сюда роль информатизации и компьютеризации глобальных СМИ под контролем З-х-4-х ТНК с медиократией,"правительством мировых банкиров" (Д.Рокфеллер) с их МВФ, МБ, ВТО, НАТО и т.д., мы и получили современный этап интернационализации (глобализации), где "в качестве" товаров, услуг выступает теперь и информация (Интернет-системы, пиар-технологии, информационные войны, манипуляции сознанием и знанием, курсом валют и ценами; спекулятивные операции виртуального рынка капиталов, кредитов, рабочей силы, сырья; тотальная реклама всего и вся, приспосабливающая потребителя к товару, человека к информсетям, технологиями и т.д. Здесь пробиваются не только "китайские стены", но и миллиарды человеческих голов, ориентируемых на безродное племя новых кочевников в поисках "навара", лучшей продажи себя ради работы и хлеба насущного или прихотей потребительства, самодовольного эгоизма и массовой культуры и т.д. Логическое же "завершение" либеральной глобализации - вселенская толкучка, вестернизированный, американизированный, унифицированный капиталистический, цивилизационный код бытия и социально-рыночная матрица клонирования послушного, одномерного человека. И скупка-продажа, прямо или косвенно, целых государств, их народов, территорий для "семерки" плюс силовое насаждение "демократии" (РФ-93, Югославия-99). Другое следствие империалистической глобализации - неоколонизаторское ранжирование статусов государств и упорядочение мироустройства, образа жизни людей с перспективой искусственной депопуляции территорий с природно-экологическими ресурсами ради процветания неких мировых экологически очищенных анклавов элитарных государств, населения "семерки" (т.н. "золотого миллиарда", гнездящегося в США, Западной Европе, Канаде, Японии). Раскладка этого мироустройства: 80% - прозябающая периферия дозированного потребления и деградирующего населения; 15% - живущие в достатке и "повторяющие", обслуживающие и защищающие "элиту", т.е. 5% живущих в пресыщении, роскоши cвepxпoтpeблeния, в том числе "элитарной культуры", образования и воспитания, воспроизводства "избранных" кланов и каст. По сути это худший вариант глобальной сословности, аристократии и нового рабства. Не проверив еще детально эгалитарное и солидарное жизнеустройства СССР и социалистической системы, человечество отбрасывается назад. Обнажается новая поляризация труда и капитала, обостряется проблема социальных альтернатив, формационного противостояния капитализма и социализма, сохранения суверенитета и самобытности государств. Дело в том, что неравенство, несправедливость, война всех против всех теперь снова (после 1991 г.) заполняет все международные,межклассовые, межличностные, межконфессиальные отношения под ширмой либеральной и бессовестной "свободы торговли" всем и вся. Теперь уже под управлением глобальной медиократии. Глобализация, как её проводят и навязывают центры империализма 90-х годов и начала XXI века, сопряжена с тотальной стандартизацией структур и форм производства и потребления по схемам трех-пяти ТНК, бирж и сверхбанков, опутывающих весь Земной шар. Это просматривается теперь и во всех крупных, средних городах России - от кормов Макдональдса до стадных увеселений типа Авеню-Диско для 12-18-летних. Унифицируется одежда,обувь, электронный очаг, стандарты домашней утвари язык. Стиль СМИ - это жаргоны нескольких мировых агентств, ТВ-радио, издательских конгломератов. Мир погружается в пучину массовой "культуры", примитивизма, чужебесия и вседозволенности. Все это вызывает не просто вытеснение традиционного сознания (особенно нравственного) и замену его штампами, стереотипами манипулятивно-предметного, безродного сознания, но и опускает человека к рефлекторно-животному состоянию и поведению внушаемого типа. Отсюда и ширящиеся протесты антиглобалистов всех оттенков, и беспощадные расправы над ними, и попытки их приручения и разложения. Распадается и само общество как субъект мышления, регулирующее начало личностного поведения, дающее свои оценки властям, имеющее общественное мнение (отныне приватизированное пиарщиками, фондами по опросам при капитале и т.д.). Частная собственность и атомизация как идеал и продукт тотальных рыночных отношений, разрывает социум, его культурное ядро. Даже во времена т.н. "тоталитаризма" общество жило, сопереживало, гордилось, осуждало, отмечает Г.Клейнер, теперь это отсутствует в масштабе страны, города, даже предприятия и профессии. (См. НГ.Политэкономия № 8, 8 мая 2001 г., стр.7). Как говорят, приехали. И "возродили Россию". 2. При толковании глобализации в общественном мнении России явно доминируют бодряческие либерально-демократические, либерально-буржуазные и буржуазно-космополитические концепции. Излагаемые в господствующих ныне СМИ "олигархов", режима и бесчисленных "независимых" фондов, институтов, агентств и т.д., они по сути видят в глобализации свой интерес как мировых спекулянтов, обслуги капитала. Всех их роднит апологетика нынешней империалистической глобализации, неприязнь к её противникам и тонкое встраивание России в этот процесс на подчиненно-зависимых ролях. Договариваются до того, что нынешнее это унизительное положение и есть ее историческое место, а недавняя советская сверхдержавность ей ни к чему, да и не по плечу (зато у нас "свободы" и "колбасы" теперь как у них, и "киви есть" (Ельцин). Обывателям, своей обслуге они обещают "больше будет товаров", если еще и вступим во Всемирную торговую организацию. Наиболее спорными и опасными являются здесь толкования, когда фактически хоронят и решающие внутренние функции национальных государств, недотянувших до постиндустриальных paзвитых или упавших, как Россия при демократах, в третий мир отставания. Глoбaлизaция экoнoмики под эгидой наднациональных сверхбанков и ТНК, сообществ, международных организаций и структур могущественных стран - США, ЕС, Япония, Китай "во многом стирает грань между внутренней и внешней политикой, часто подчиняя первую второй", - утверждает А.Салмин. (См. НГ - Сценарий № 4, 2001 г., с.6). А "возможность вмешиваться в регулирование этих процессов" для большинства национальных правительств резко ограничивается. (Там же). Понятно отсюда, кто сегодня реальный хозяин в российском доме и какова роль Кремля в имитации управления. Следуя такой логике, автор начинает оправдывать некий якобы сдвиг от "суверенитета государства" к некоему "суверенитету народов" и соответственно "безопасности граждан" взамен "безопасности государства". Это-де "снижает барьер на пути вмешательства - в том числе вооруженного - международных организаций и действующих на основе их мандата блоков (НАТО, - М.И.) и отдельных государств (США против Ирака, СРЮ и т.д. - М.И.) во внутренние дела других государств, особенно тех, которые признаются "несостоятельными", Failed States). (Там же). Вот вам и либерально-демократическое обоснование права и блага т.н. "гуманитарного вмешательства", которым оправдывалась бомбо-ракетная агрессия против СРЮ, а затем свержение, кража и судилище в Гааге над ее Президентом С.Милошевичем. А.Салмин как бы повторяет здесь апологетику разбоя США-НАТО в СРЮ со стороны Ю.Хабермаса, который продвигает эти шедевры "суверенности и безопасности граждан" до модели некоего "мирогражданского" общества, освящающего тотальность империалистической глобализации.Чем не "конец истории"? Что же предлагается ельцинско-путинской России? Смириться с НМП, интегрироваться в глобализацию на ролях побежденного коммунизма, "опеки Запада" (З.Бжезинский), подчиниться "системе внешнего кровообращения", т.е. примата "международного сообщества" типа СЕ, НАТО и т.д. Ну и конечно противодействовать всем, кто против глобализации, включая проигравших от неё уже сегодня и особенно в будущем. Раздаются, правда, и другие либерально-демократические голоса: нужна консолидация России с помощью тотальной власти для преодоления системного кризиса и другого способа вхождения в этот "новый цивилизационный виток". Но для этого-де надо "заставить Россию работать", через управляемый кризис типа 1998 (Федоров, Павловский. НГ Сценарий № 4.11.04.2001 г.,с.6). Безответственность либеральных реформ, их тупик признаны, однако Путин и его окружение гонят Россию под Запад, где нас никто не ждал никогда, о чем умолчали "новомышленцы". Лгут и самонадеянные молодые реформаторы, состоящие у него на побегушках. После целенаправленного разрушения промышленно-технологического, научно-исследовательского потенциала Советской России "реформами" (1991-2000 гг.) её гонят в глобализацию как колонию. Команда Путина-Грефа-Касьянова открывает страну для нашествия ТНК, форсируя вступление в ВТО и другие структуры Запада. Теперь бесконтрольно ввозят и вывозят все и вся частные фирмы со 100% иностранным капиталом и находящиеся под полным и частичным контролем международных корпораций. (См. Время новостей , 29 мая 2001 г., с.21). 3. Сторонниками империалистической глобализации, её субъектами и проводниками в ельцинской России являются: а) Все компрадорские слои госбуржуазии, чиновничества и необуржуазии, разбогатевшие чиновники, дельцы теневой экономики,"банкиры", присвоившие общенародные средства, мелкие и средние оптовики торговли, частные юридические и общеобразовательные учреждения, обслуживающие частно-собственнические интересы, "совместные" предприятия и учреждения, интеллектуально-законодательные организации и кадры, охранные ЧП и т.д, живущие "свободным рынком". Их дело - продажа и перепродажа ресурсов страны, игры на биржах, курсах валют , кредитах, обслуживание западных ТНК, государств и перенос, адаптация их интересов, структур в пространство РФ. б) Все антикоммунистические идеологи, политологи, пиарщики и пропагандисты либерализма и буржуазного парламентаризма, президентской власти, стоящие на позициях "гражданского", "открытого", "мирогражданского" общества капиталистического типа, наиболее адекватного целям, сути глобализации. Сюда же относятся все СМИ космополитического толка, новая медиократия, как блок капитала хозяев СМИ продажного интеллекта. в) Все правые политические силы и партии, отвергающие идеалы социальной справедливости, равных стартовых возможностей молодых людей в обществе, равно и все координирующие, регулирующие функции и социально-экономические программы государства. Это космополиты без роду и племени, новые кочевники-торговцы, для которых границы, этносы, культуры - помеха. Агрессивные либералы "СПС" записали в своей внешнеполитической концепции, что главное для России - вписаться в глобализацию, долой евразийство и "особый путь России", поскольку она-де принадлежит "к великой и единой европейской цивилизации". Миссия России - "замкнуть Северное кольцо глобализации (Европа-Россия-Япония-Северная Америка). Не государство носитель национального интереса России, а "класс активных и самостоятельных людей..., вклю-ченных в свободную рыночную экономику". (См.НГ. Идеи и люди. 29.05.2001 г., с.8), т.е чубайсы, немцовы, хакамады, станкевичи, гайдары и прочие дельцы, бизнесмены. К сожалению, люди СПС у власти в России. Они развернули и ведут дорогостоящие антикоммунистические пропагандистские выборные кампании западнизации России и ее духовной сферы. г) Все государственные, корпоративные служащие, чиновники,живущие "мировым рынком", по западным стандартам и стереотипам - некие "общечеловеки" из международных структур, фондов и т.д. д) Массив обывателей, потребителей, посаженных на импортные товары, продукты, услуги. Обычно им достаются неликвиды, обноски, устаревающие модели домашней техники, авто, лекарств от "золотого миллиарда". Но пока формула "будет больше товаров, а возможно и понизятся цены вследствие глобализации и вступления России в ВТО - работает. Между тем по воле правых компрадоров и космополитов Россия будет полностью поделена на сегменты глобальной экспансии ТНК и распродажи её территорий, земель в городах. Её промышленность зачахнет в силу более высоких самозатрат по природной климатической составляющей. Не поздоровится и мелкому, среднему "бизнесу", банковской братии. Их сомнут, подчинят западные дельцы. Более того, Фидель Кастро отмечает и такое явление, как превращение всех территорий, отставших в технолого-информационном, валютно-финансовом отношении 4-5 миллиардной массы землян, в некую "свободную зону торговли", бизнеса и скупки мозгов, дешевой рабочей силы, сброса отходов для "потребительского рая" избранных северо-американских, западно-европейских, японских потребителей, спекулянтов, рантье. Царствующие в "либеральной глобализации" ТНК, сверхбанки и сверхгосударства (США, ЕС, НАТО и т.д.) "приватизируют" (Ф.Кастро) целые народы и "несостоявшиеся" (терминология госдепа США) государства, задавленные кредитными удавками, неэквивалентным обменом, "санкциями" т.н. "мирового сообщества". Налицо случаи, признаки и действия структур, субъектов неоимпериалистической глобализации вполне адекватных понятиям "технотронного фашизма", "информационно технологического рабства", "гуманитарной агрессии" и т.д. И все это - под ширмой защиты "прав человека", построения "открытого общества". Так что вопрос о противодействии этой глобальной реакции, антикоммунистической контрреволюции, о возрождении и усилении альтернативных социалистических форм глобализации (интернационализации) актуален как спасение человечества.
|