С того момента, как ушла с
политической карты мира страна, называвшаяся
Союзом Советских Социалистических Республик,
исчезла и реальная, равномасштабная
альтернатива капиталистической глобализации.
Причем исчезла изнутри: на смену проектировавшим
мировую революцию большевикам пришли сыны КПСС,
устроившие в СССР контрреволюцию.
Можно сколько угодно спорить об уровне развития
социализма или вообще о его существовании в СССР,
но одно очевидно: как геополитическая глыба, как
индустриально-экономический монолит, да и просто
как самостоятельный производитель, СССР был
серьезным конкурентом для империализма страны, в
которой централизован мировой капитал, — для
США.
И если СССР нес в страны "третьего мира"
социалистическую систему производственных и
экономических взаимоотношений, то США, как
нетрудно догадаться, капиталистическую, причем
жестко увязанную именно с централизованным
капиталом, то бишь с валютой и монополиями США. В
чем разница этих систем — мы познаем сегодня, по
мере врастания экономики эРэФии в мировой
капитализм, все туже затягивая ремешок, но,
находясь при этом географически как раз в той
самой точке, откуда могла бы двинуться вширь по
свету глобализация социалистическая и в
перспективе коммунистическая.
В сущности, слово глобализация само по себе
бессмысленно, ему необходим предикат, ибо оно
обозначает лишь процесс. Глобализироваться,
распространиться по глобусу Земли мог либо
социализм, либо капитализм. Те самые, боровшиеся
до 1991-го года системы. Еще двадцать лет назад
существовал без ответа вопрос: кто же победит,
чей сценарий примет мировое сообщество. Первый
сценарий не что иное, как немеркнущий
коммунистический идеал, мировая революция. Не
пугайтесь словосочетания: дело тут не в пафосе, а
в типе производственных отношений, доминирующих
в мировой экономике, в типе организации труда и
системе распределения его результатов.
Результатом глобализации социалистических
производственных отношений для свершивших
пролетарскую революцию в России большевиков
представлялся тот самый Мировой Союз Советских
Социалистических Республик, который в 1924-м году
пророчил Сталин, никоим образом тут не споря с
Троцким. С победой социализма в мировом масштабе
исчезла бы опасность войн, инспирируемых
империализмом, и глобализация как интеграция
новых республик и неконкурирующих экономик в
СССР стерла бы все границы, позволила бы
гражданам единого социалистического
государства свободно перемещаться по земному
шару и обмениваться идеями, информацией,
культурами. Именно на этих пунктах: свободное
перемещение людей и идей,— исходно основывается
понятие глобализация: как путь от борьбы и
противоречий к интеграции. Таковая интеграция,
очевидно, достижима только вне
капиталистической конкуренции (и уж, конечно,
после империализма), заметим.
Второй, ныне разворачивающийся сценарий,
называйте, как знаете: "новым мировым
порядком" ли, пришествием Сатаны ли, но суть
его очевидно капиталистическая и, того более,
империалистическая, так как капитализм ныне
весьма высоко развит. На место свободы обмена
идеями и свободы перемещения людей плюхнулась
свобода перемещения капиталов. Этим все сказано.
Глобализация по второму сценарию есть худшая
пародия на себя саму с точки зрения левых,
фактически это понятие и введших в обращение.
Империализм изнасиловал идею глобализации.
Глобализация стала фарсом лишь методом новой
колонизации, империалистическим порабощением
экономик стран "третьего мира". Но всякому
действию обязательно должно воспоследовать
противодействие: в отсутствие СССР на себя роль
противодеятеля взяли антиглобалисты.
Глобализация капитализма встречает на своем
пути антиглобализм неизбежно леваческий,
анархо-коммунистический. Антиглобализм
европейский — это неразвитый красный вирус в
организме буржуазного Запада, способный его
разрушить, имея подпитку извне. Неужели бы мы,
коммунисты — сохранись СССР поныне — не
воспользовались в пропагандистских целях
антиглобалистским движением? Но, увы, иных уж нет.
Поэтому антиглобализм, возникший в Европе, а ныне
существующий во всем мире (не забывайте о
мексиканце субкоманданте Маркосе), мгновенно
заполнил общественную нишу, которую до недавних
пор весьма неуклюже (устарело) занимал советский
агитпроп. И только теперь, с возвращением в
общественный дискурс, казалось бы, давно
устаревших ленинских сентенций про империализм,
становится ясно, что не так уж был далек от истины
советский агитпроп, хоть и успел за время
непобедоносного бытия социализма на одной
шестой части суши пропахнуть нафталином. Феномен
русского антиглобализма на общем фоне особенно
заметен. Во-первых, он наиболее исторически
мотивирован, ведь для русских антиглобалистов
социализм — отец родной, а не мечта, как для
евролеваков. Во-вторых, в России просто еще не
сложилось всего того безнадежно расползающегося
идеологически друг от друга в разные стороны
спектра общественных организаций, которые
существуют и составляют антиглобалистское
движение на Западе. Это и зеленые, и оранжевые, и
еще куча сугубо буржуазных ответвлений
свободомыслия от магистральной капфилософии.
Наш антиглобализм ярко-красный. Однако есть и
такая особенность антиглобализма, которая в
России вряд ли до конца реализуется это
горизонтальность в организации общего
антиглобалистского движения.
Мода на горизонталь пошла от антитоталитарных
установок евролеваков. Ненависть к сталинизму
среди европейских антиглобалистов комильфо.
Поэтому и отрицается централизованность
движения, его однопартийность. Поэтому же,
возможно, оно пока топчется на месте, лишь битьем
стекол и стычками с полицией ограничиваясь.
Антиглобализм как союз по-разному не принимающих
глобализацию граждан существенен пока только
как информационное явление, но не как сила,
готовая к реальной борьбе, чтобы занять место
критикуемых ею буржуев. Русскому антиглобализму
в этом плане еще надо и подрасти численно и
ньюсмейкерски оформиться, но в чем-то вовсе не
нужно следовать примеру старшего брата
европейца, стать не дополнением, но
опровержением буржуазной, дискриминирующей
демократии.
Сыровар Жозе Бове, отец антиглобалистского
движения, въехавший на своем бульдозере в
Макдоналдс, типичный пример борющегося с
иностранными конкурентами отечественного
производителя. Вышел ли он за пределы
буржуазного мировоззрения? Конечно, нет. Хоть и
не вылезает из судов. Но это доказывает только то,
что бороться с системой по правилам системы
занятие утопическое.
Однако на данный момент именно идейные носители
разнообразных утопий и являются
антиглобалистами. И в России особенно. Под
знаменем антиглобализма у нас объединились и
православные борцы с печатью сатаны ИНН, и все
молодежные левые организации, включая
собственно единственную антиглобалистскую из
них АТТАК-Москва. Правда, еще существует именно
горизонталь — Антиглобалистское сопротивление,
союз общественных и политических организаций.
Наш антиглобализм на улицах представлен
покамест подавляющим числом коммунистических
молодежных организаций, и не заметить это сложно.
Проще говоря: стиль, но не методология
антиглобалистов, взят на вооружение молодыми
коммунистами, леворадикалами. И в этом специфика
русского антиглобализма. Вот сам за себя
говорящий список организаций, входящих в
Антиглобалистское сопротивление (но которые
вряд ли удержатся в горизонтальном состоянии,
ибо общественные организации рядом с
политическими, как учил Ленин, буржуазный
балласт): КПРФ, СКМ РФ, АКМ, РКСМб, РУСО, СтопНАТО,
Патриотический женский союз, Фонд Знания народу,
Движение за возрождение отечественной науки,
НДПР, Женщины Подмосковья, Экология права, За
Русь святую, За право жить без ИНН, РУНО, ОНФ, Нет
колониальному глобализму (Ленинград),
Северо-Кавказский Центр антиглобализации
(Владикавказ-Ессентуки), За нравственное
возрождение Отечества (Астрахань). Не
удивительно, что возглавляет список крупнейшая
политическая партия и ряд комсомольских
организаций: остальные существуют только в
кабинетном формате, хотя и такое их бытие
необходимо для составления горизонтали.
Как следует из списка, не только европейский, но
и, тем более, русский антиглобализм пока еще не
дорос до интернационала. Преобладание в нем
патриотических, локальных организаций, как и в
случае Ж. Бове, симптоматично. Антиглобализму
нужно пережить период
национально-освободительной рефлексии в рамках
существующего мировоззрения и осознать
необходимость концептуальной, а не дизайнерской
или субъективно-поведенческой альтернативы
"новому мировому порядку". Сборка же
вертикальной конструкции — впереди.
Газета "Завтра",
№15 апрель 2004г.
Выскажите мнение об
этой статье на форуме! |