Президент Боливарианской республики Уго Чавес как лидер мирового антиглобализма (Уго Чавес в Институте философии РАН)
25 ноября с.г. находящийся с официальным визитом в России президент Венесуэлы Уго Чавес выступил в Институте философии РАН на расширенном заседании ученого совета (так значилось в объявлении) перед участниками постояннодействующего теоретического семинара “Марксовские чтения”, столичной научной и студенческой общественностью. Трехчасовой академически выдержанный доклад на тему: “Многополярный мир как глобальная альтернатива. Взгляд Венесуэлы” был произнесен без бумажек, с истинно профессорским мастерством и вызвал у слушателей огромный интерес. По мнению Уго Чавеса, постсоветский мир стал весьма непредсказуемым, крайне опасным и безнравственным. Установившийся новый мировой порядок, как совершенно очевидно, неадекватен эпохе, не отвечает потребностям прогресса. Прежде всего вина ложится на США, которые по разным надуманным причинам (например, борьбы против т.н. “международного терроризма”) провоцируют возникновение локальных войн разного масштаба, способствуют развитию глобального противостояния народов, цивилизаций, религий. США активно внедряют новые формы транснациональной эксплуатации, в результате чего абсолютное большинство населения планеты живет в бедности и даже за чертой бедности, миллионы людей гибнут от голода, разного рода болезней и т.п. И это - в мире, как никогда в истории перенасыщенном богатством. Президент вопрошал: может ли при этих условиях современное человечество жить спокойно, без войн, классовых столкновений, насилия и терроризма? Можно ли, например, говорить сегодня о примирении классов и социальных групп? Конечно, нет, ибо 83% населения планеты живет в бедности и за чертой бедности. Основная идея вполне марксистского доклада Уго Чавеса - необходимо создать более предсказуемый, справедливый и гуманный мир. А такое кардинальное изменение нынешнего мироустройства предполагает, по его мнению, переход от однополярного мира к миру многополярному. Опираясь на богатый фактический материал, докладчик аргументировал весьма важные выводы: глобализация – это тотальная угроза; нынешний экономический миропорядок несправедлив и нетерпим; в однополярном мире международная политическая ситуация становится все более нестабильной; противостояние между странами “золотого миллиарда” и странами “третьего” мира принимает все более острый характер. Постоянно усиливается эксплуатация народов слаборазвитых стран, проявляющая, в частности, в росте их внешней задолженности и расходов по обслуживанию долгов, в неравенстве обмена и доступа к рынкам, в “утечке мозгов”, в увеличении военных расходов. Крайне отрицательную роль играет МВФ - международный институт транснациональной эксплуатации и т.п. Большое внимание президент Чавес уделил разрушительной силе приватизации, неолиберализма вообще и превосходству демократического централизма в управлении государством. Он провел сравнительный анализ высоких темпов экономического, социального, научно-технического и культурного развития Венесуэлы, демократизации ее административно-управленческого аппарата, внешнеполитических инициатив республики (например, укрепления ее деловых отношений с ОПЕК) и т.п. и положения в других странах континента. Президент рассмотрел противоречия между капиталом и трудом на международном уровне и подчеркнул значение единства в народно-освободительном движении Латинской Америки. Проводя политику в интересах народа, президент Уго Чавес заявил, что все кардинальные проблемы, касающиеся будущего страны, должны стать предметом общенародного опроса-референдума. Демократическая направленность венесуэльских властей встречает широкую поддержку народов страны, всех прогрессивных сил региона. Понятно, почему 12-13 апреля 2002 г. народные массы Венесуэлы успешно противостояли спровоцированной США угрозе фашизма, взяв штурмом главные казармы военной реакции, вместе с патриотами в армии подавили государственный переворот и восстановили Конституцию Боливарианской Республики Венесуэла, вернув Уго Чавеса на пост президента. Народ поддержал не конкретного человека, а проект альтернативного развития, Выбрав собственный, венесуэльский путь, мы доказали, что возможен иной путь, помимо неолиберальной модели. Мы не считаем, что роль государства должна быть незначительной. Сильное государство должно руководить, чтобы создавать общество справедливости и социального равенства" – сказал Уго Чавес.
Коснулся он и проблем ООН, которая переживает глубокий кризис и уже не способна противостоять американской гегемонии. Бросалась в глаза демократичность президента Чавеса. Он охотно и подробно отвечал на все вопросы с места, после заседания в зале и даже в гардеробе Института, не торопясь, долго и свободно общался с участниками встречи. Бросался в глаза контраст с поведением тех, кто вел это заседание; легко было заметить, что они предоставляли слово лишь внеинститутским “избранным” участникам встречи. Странно, но никто из сотрудников Института философии на встрече не выступал, да и было их там немного. Директор ИФ академик В.С. Степин лишь открыл заседание, а далее в ведении столь важного научного мероприятия “правили бал” другие, как мне кажется, внеинститутские сотрудники. Впрочем, на встрече с государственным деятелем высшего ранга порядок частично обеспечивали, конечно, не философы, и был он достаточно четким и безупречным; например, с установкой уже всем знакомой “рамки” металлоискателя. Почему-то уверенно взяла на себя роль распорядителя недавно пришедшая в Институт дама (не знаю ее фамилии)- словно она научный сотрудник в штатском, с повадками той генерации комсомольских аппаратчиков не столь давнего прошлого, представители которой, наломав дров в период т.н. “перестройки”, мигом пополнили в постсоветское время. структуры государственной власти и составили кадровый костяк коммерческих банков, разных доходных фирм, ангажированных СМИ и т.п. Никому из участников теоретического семинара “Марксовские чтения” (а их было там более ста человек), в том числе и Джохадзе, как его руководителю, не предоставили слова, несмотря на его настойчивые просьбы, а также специально приехавшей из Киева Т.И. Ябровой - главному редактору международного журнала “Марксизм и современность” и студентке Т.Г Казаджину из Греции. “Частично спас положение” президент Уго Чавес! Заметив, что ведущие встречи упорно игнорируют неоднократные просьбы на выступление, Уго Чавес предоставил Джохадзе слово под занавес выступлений, а когда вдруг моментально затерялись в зале девочки с переносными микрофонами, - предложил свой! Академик же В.С. Степин? оставаясь в роли стороннего наблюдателя, жестами прозрачно намекал воздержаться от выступления. Дело, конечно, не в Джохадзе лично. Обидно за коллектив столичных обществоведов – участников теоретического семинара “Марксовские чтения”, специально собравшихся на эту встречу, за ИФ. Получилось, что ИФ РАН обеспечил встречу не “мозгами фирмы”, а лишь помещением. А ведь Джохадзе, вовсе не случайному участнику этой встречи, принявшего активное участие в ее организации, одному из старейших сотрудников ИФ, было что сказать. Его выступление уже из зала после объявления об окончании встречи было поневоле кратким, а намерение предложить ученому совету присвоить Уго Чавесу почетную степень доктора философских наук и звание профессора из “оркестровой ямы” зала было уже несерьезным. Но я доволен хотя бы тем, что все-таки удалось вручить президенту свежий номер “Экономической и философской газеты” со своей статьей по латиноамериканской проблематике, приуроченный редакцией специально к приезду Уго Чавеса, сборники международных конференций по марксизму и номера журнала “Марксизм и современность” (Киев) со статьей Ф.Кастро (зачитанной послом Кубы в РФ Хорхе Марти на международной конференции “Международное коммунистическое и левое движение в условиях империалистической глобализации”) и развернутой резолюцией этой конференции по Кубе и Латинской Америке (Москва, ИФ РАН, 27-29 апреля 2004 г), специально привезенные из Украины. Нечего и говорить о том, что философская общественность столицы не восприняла желание марксистски мыслящего Уго Чавеса посетить именно ИФ РАН как случайность. По-видимому, ему хотелось знать, есть ли продвижение в решении крупных мировоззренческих проблем, а если есть, то каково оно. Немного льщу себя надеждой на то, что президент был информирован о работе здесь в течение ряда лет единственного в системе РАН нашего ежемесячного постоянно действующего теоретического семинара столичных академических и вузовских обществоведов под названием “Марксовские чтения”; о ежегодно проводимых международных научно-практических конференциях по марксизму, на которых, кстати, нередко обсуждается латиноамериканская проблематика и по результатам обсуждения принимаются обоснованные теоретические документы, публикуются сборники таких материалов, газетные и журнальные статьи и т.п. Хорошо, что дирекция ИФ РАН тоже преподнесла президенту институтские книги. А на то, что справедливо присвоит Уго Чавесу почетной степени доктора философии и звание профессора ИФ РАН – не вспомнили. Впрочем еще не поздно, упущенное можно восполнить на очередном заседании ученого совета Института. Не вспомнили также о “протоколе о намерениях” - необходимости возобновления в ближайшем будущем исследовательской программы между ИФ РАН и венесуэльскими обществоведами научных контактов для начала разработок в области современных проблем “философии освобождения” - по-прежнему актуальной для всех народов Латинской Америки, да и всех трудящихся Планеты в эпоху американо-натовского военного терроризма. Приятно было, что Уго Чавес несколько раз предметно сослался на Маркса. И он был прав, т.к. марксовская оценка состояния и перспектив народно-освободительного движения стран тогдашней Латинской Америки и выдающейся роли в ней С. Боливара, которому Маркс посвятил специальное исследование, по прежнему актуальны. В любом случае посещение Уго Чавесом Института философии - событие не рядовое. Один из известнейших и прогрессивных политических деятелей современности искал контакта с интеллектуалами-обществоведами современной России и приятно, что объектом выбора стал именно ИФ РАН. Нам эта встреча принесла большое теоретико-познавательное удовлетворение, несмотря на отмеченные выше досадные “нюансы” со стороны регулировщиков общественного мнения. А был ли удовлетворен этой встречей Уго Чавес и насколько, - разве теперь спросишь? Но все впереди: я, как один из координаторов IV Российского философского конгресса, считаю весьма полезным попросить Уго Чавеса выступить с докладом на пленарном заседании со своей концепцией многополярного мира.
В заключении хотелось бы верить, что визит в Россию президента Боливарианской Республики Венесуэла тов. Уго Чавеса будет способствовать укреплению политических, экономических и культурных связей между народами наших стран. Инициативы президента В. Путина по наведению мостов с Венесуэлой и другими государствами Латинской Америки, налаживанию более тесных и устойчивых отношений с государствами этого переживающего революционную ситуацию региона, противостоящего США, свидетельствуют о важном повороте во внешней политике России, особенно в свете последних, после встречи с Уго Чавесом, высказываний В.Путина в Индии о важности многополярного мира и его справедливых критических оценок ситуации в Ираке. Игнорирование нашей прессой данного обстоятельства можно объяснить только ее теоретической слепотой или политической ангажированностью.
Давид Викторович ДЖОХАДЗЕ, доктор философских наук, профессор Института философии РАН, президент фонда “Центр марксистских исследований”, Владимир Семенович Марков, Заместитель председателя Международного союза славянских журналистов
принятая участниками постояннодействующего в Институте философии РАН академического теоретического семинара “Марксовские чтения” в связи с трагическими событиями в Москве и Беслане, гибелью двух российских пассажирских самолетов, очередной годовщиной “11 сентября” и продолжением государственно-террористической войны США и НАТО в независимом и суверенном Ираке - - к Генеральному Секретарю ООН господину Коффи Аннану, членам Совета Безопасности ООН, правительствам государств-членов ООН, главам мировых религиозных конфессий, всем организациям, политическим партиям и общественным движениям, поддерживающим демократические принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, гражданам США и государств-членов НАТО
“Международный терроризм” как зеркало глобализируюшегося капитализма
10 сентября 2004 г. в Институте философии РАН прошел очередной теоретический семинар “Марксовские чтения” с участием столичной академической и вузовской научной общественности, а также студенческой молодежи, посвященный трагическим событиям в Москве и Беслане, гибели двух российских пассажирских самолетов, а также очередной годовщине “11 сентября” и против продолжения государственно-террористической войны США и НАТО в независимом и суверенном Ираке. Мы, участники теоретического семинара “Марксовские чтения”, обсудив доклад проф. Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Ф.Н. Клоцвога и содоклад проф. МГУ им. М.В.Ломоносова И.А. Гобозова на актуальную проблему: “Международный терроризм” в контексте современной капиталистической глобализации”, выражаем глубокое соболезнование всем пострадавшим в серии терактов, прошедших 24 августа на борту российских пассажирских самолетов Ту-154 и Ту-134, 31 августа у станции метро “Рижская” и 1-3 сентября в городе Беслане в Северной Осетии, в результате которых погибли сотни людей. Мы согласны с мнением президента РФ В.Путина, высказанным им в г. Беслане, что нам “объявлена полномасштабная, тотальная и жестокая война”. Однако, как показывает научный анализ развития общественных процессов постсоветского времени как в России, так и в других странах СНГ, эта тотальная война (и не только террористическая) нам объявлена не сегодня и не вчера, а с момента антиконституционного подписания злополучного Беловежского соглашения о развале СССР, повлекшего за собой по всем правилам причинно-следственных связей всю цепь трагических событий (в том числе террористических) как в России, так и в других странах СНГ. После вероломного падения Советского Союза наши народи, да и весь мир, вдруг оказались отброшенными далеко назад к состоянию “внезапно наступившего варварства”, в котором они, естественно, долго не могут оставаться. Следовательно, реинтеграция республик бывшего СССР и воссоздание Союзного государства с учетом новых исторических реалий – категорический императив нашего времени, гуманная миссия всех народов СССР, если, конечно, они хотят победить в этой жестокой и тотальной войне. Мы считаем, что трагическая гибель в мирное время сотен наших сограждан (в том числе детей) в Беслане – это горе не только России, как об этом неверно, даже раскольнически, подчеркивается в СМИ, а всех народов республик бывшего СССР, которые одинаково ответственны за все происходящее на всем пространстве бывшего СССР в постсоветское время. Новейшая история жестоко мстит всем нам, да и всему миру, за буржуазную формационную контрреволюцию, совершенную в СССР, в котором дети были самой привилегированной частью общества и который, как известно, был надежным и бескорыстным защитником не только народов великого государства, но и народов колониальных и слаборазвитых стран, основой стабильности во всем мире. Особенностью современного терроризма является то, что на рубеже веков он стал явлением глобальным и интернациональным. А из “международного терроризма” неоколониалистские “стратеги”, особенно США и НАТО, стараются создать образ некоего “транснационального”, во многом мифического врага – взамен врага действительного, современного глобализируюшегося капитализма, цинично эксплуатирующего абсолютное большинство населения планеты, – с тем чтобы возглавить т.н. “международную коалицию” военно-террористической борьбы против т.н. “международного терроризма, получая карт-бланш для самовольного долгосрочного глобального вмешательства в дела других стран. Так называемый “международный терроризм” повсеместно жестоко осуждается, но вовсе не обсуждается с точки зрения причинно-следственных связей и осуществления соответствующих практических мероприятий, если, конечно, не считать “контртерроризма” - промежуточного мероприятия, промежуточной последовательностью вызывающего новую волну терроризма. Современный терроризм – это одно из прямых следствий вероломного развала СССР. Он будет продолжаться с дурной бесконечностью до тех пор, пока человечество не даст этому древнейшему общественному явлению каузальное объяснение и не выработает соответствующую действенную социальную практику. Мы обращаем внимание мировой общественности на наметившуюся тенденцию неадекватного понимания явления, называемого “международным терроризмом”, якобы являющегося лишь результатом преступных деяний одиночек или групп людей – больных и психически ненормальных фанатиков. Если бы так! Природу “международного терроризма” сегодня пытаются также объяснить наукообразно, причем, либо как некое особым образом внезапно возникшее в человеке “пограничное” состояние психики, как действие человека, находящегося в состоянии аффекта, или как “вьетнамский или афганский синдром”, якобы вызванный лишь “насильственными склонностями и другими дурными влечениями человека”, или “смещением нравственных понятий”, “нравственной деградацией”, “алкогольным или наркотическим опьянением” или другими “стимуляторами агрессивности”, пробуждающими в человеке сверхжестокость; антропологи стараются объяснить его как следствие “звериного начала в человеке”, “врожденными пороками” и “дурной наследственностью”; а согласно “ломброзианству” – “определенным биологическим отклонением от норм, что сближает человека с животными”, как явление “атавистическое”; или как неуправляемое “чувство мщения, удар за удар, око за око”; о терроризме пишут, как о “слепой мощи”, “проявлении бесчеловечности и звериного начала в человеке”, “циничном соперничестве”, “патологическом презрении к жизни большинства людей”, “психическом расстройстве”, “фанатизме”, “свирепствующем цинизме”, “бандитизме”; терроризм называют “анонимным врагом” и “бессловесным монстром”, а “международный терроризм”, с позиции исламофобии, связывают с мусульманством, называя “исламским”; контртерроризм же понимается как “война западной демократии против исламского терроризма”, как “борьба цивилизаций”; как “битва добра со злом”; церковнослужители клеймят террористов как богоотступников и аморальных. Такого рода односторонняя психологизация, физиологизация, биологизация, антропологизация, спиритуализация и, наконец, мифологизация “международного терроризма” как социального явления и всякого рода психоаналитические инсинуации вокруг него не только не помогают нам в научном и практическом решении такой серьезной проблемы, какой является “международный терроризм”, но загоняют ее глубоко в тупик, после чего наступает состояние, ввергающее гражданское общество в коллективный страх, психологическую депрессию и дестабилизацию, а общественное сознание – в иррациональное оцепенение. Это шельмование т.н. “международным терроризмом”, как дополнительный рычаг усмирения и устрашения общества, чтобы держать его в беспрекословном повиновений, конечно, целиком устраивает американо-натовских “самоотверженных” борцов с терроризмом – этих виртуозов управляемого насилия и хаоса в мире. Слова великого Маркса о том, что “…господство буржуазии, освобожденное от всех оков, должно было немедленно превратиться в терроризм буржуазии” - получили новое неопровержимое подтверждение. Все эти поверхностные определения – не что иное, как пустословие, основанное на демагогическом лексиконе политической мысли, этическом формализме и морализаторской “философии”. Они не касаются сущности терроризма как социально обусловленного явления, поэтому ждать от них осуществления в мировом сообществе действенных социальных мер – не приходиться. Между тем, как крайняя форма социального и общественного протеста, рождающего акт индивидуального и группового отчаяния, терроризм, наряду с другими формами протеста, всегда в истории был и остается одним из частных проявлений классовой борьбы (являющимся ее инобытием - видоизмененной или превращенной формой ее отражения) – борьбы, которая на рубеже веков окончательно трансформировалась из национальной в транснациональную, приняв форму жесткой эксплуатации государствами “золотого миллиарда” народов стран “второго” и “третьего мира”. Другое, конечно, дело, что многие из вовлеченных в терроризм, вплоть до самых террористов, могут часто и не знать, что своим крайним протестным действием, они, помимо собственной воли, объективно, органически, прямо или косвенно, включены в орбиту классовой борьбы. Из нее, из этой классовой борьбы (которая сегодня, как всегда в истории, под видом якобы наступившего “умиротворения” классов, методично замалчивается современной буржуазией), терроризм с необходимостью возникает как бы из подполья. Понятие т.н. “международного терроризма” используется американо-натовской стратегией, международной буржуазией и примкнувшими к ним правящими социал-демократическими партиями для сокрытия классовой борьбы в современном мире, того обстоятельства, что терроризм является формой проявления борьбы против транснациональной эксплуатации народов и лжедемократических институтов запада, санкционирующих и узаконивающих гигантские масштабы вселенного грабежа абсолютного большинства населения планеты. На наш взгляд т.н. “международный” терроризм, стимулированный разрушением СССР – это порождение глубочайших трудноразрешимых и обостряющихся внутренних социально-экономических и политических противоречий капиталистического общества. В этом смысле “Международный терроризм” и контртерроризм - это зеркало глобализируюшегося капитализма, его детище. Чудовищная неравномерность экономического положения народов и фактическое политическое неравноправие различных стран мира со всей неизбежностью будут и впредь порождать разные формы политического экстремизма. Терроризм в современном мире – это не случайность, а проявление антагонистических социальных противоречий в мировом сообществе, это свидетельство тупикового характера капиталистической глобалистской модели развития мира. Социально-экономические обстоятельства и причины, обусловившие международный терроризм, не могут быть устранены в рамках системы торгово-рыночного капитализма и теми средствами американской т.н. “демократии”, которые он использует. Прогрессивное человечество не приемлет американо-натовскую модель “демократизации” и борьбы против международного терроризма. И это понятно, так как хорошо известны уроки “демократического развития” по-американски, которые, за только 1991-2004 годы, т.е. после развала СССР, уже на себя испытали многие народы, как то: военная агрессия США против Ирака под названием “Буря в пустыне” (17 января – 1 марта 1991 г.), на Гаити (19 сентября - 31 марта 1994 г.), в Боснии (29 августа – 21 сентября 1995 г.), Афганистане и Судане (20 августа 1998 г.), Ираке (16-20 декабря 1998 г.), Югославии (24 марта – 10 июня 1999 г.); оккупация Афганистана (с 25 сентября 2001 г. по настоящее время) и, наконец, очередная захватническая война, приведшая к оккупации США и НАТО Ирака (с 20 марта 2003г. по настоящее время), принесшие десятки тысяч человеческих жертв и варварски уничтожившие многочисленные материальные и культурные ценности. Предпочитая борьбу со следствием устранению причин, руководство США и НАТО целенаправленно стремятся создать т.н. “международный альянс” противодействия “международному терроризму”, методично втягивая в него, причем в ультимативной форме, множество послушных им государств, рискуя тем самым вызвать цепную обратную реакцию террора, глобальное христианско-мусульманское противостояние, противостояние Востока и Запада, Севера и Юга, национальные и этнические столкновения, войну всех против всех, что, кстати, и выражает естественную потребность империалистического капитализма. В результате непомерно возросшего в однополюсном мире экономического и политического гегемонизма США и НАТО и их противостояния на этой почве странам “второго” и “третьего мира”, человечество вступило в XXI веке в этап устойчивой непредсказуемости государственно-политического терроризма и американо-натовского “супернеоколониализма”, этого действительного врага современной цивилизации. Объект, против которого нацелен т.н. “международный терроризм”, ставший интернациональным (часто независимо от тех, кто его финансируют и воли самих исполнителей), – это капиталистический неоколониализм во главе с США, явно стремящихся к новому “перераспределению” мира с целью полного господства над ним. Создание антитеррористических союзнических объединений и коалиций государств, будь они даже всемирными, тем более сведение борьбы против терроризма к изъявлению морального негодования и другие, вытекающего из этического (в том числе религиозного) формализма осуждения – не более как полумеры, которые лишь отвлекают внимание мировой общественности от подлинных социальных истоков экстремизма и “международного терроризма”, лукаво маскируют нежелание стран “золотого миллиарда” изменить тяжкие экономические условия жизни народов стран СНГ, Азии, Африки и Латинской Америки, оказавшихся под гнетом империалистической транснациональной эксплуатации, в долговой яме финансового капитала. Свидетельством тому – данные очередного ооновского “Доклада о развитии человечества”: 85% мирового населения, которые живут в третьем мире, потребляют лишь 22% мирового богатства. Невероятно, но факт: совокупное состояние 358 самых богатых “миллиардеров” равно общему доходу 2,3 млрд. бедных и беднейших жителей планеты. Более того, доля общемировых доходов, которая достается бедным, еще меньше. Так, на долю 80% всего населения Земли приходится лишь 15% от общемирового дохода. Если в 80-е годы XX в. беднейшим странам принадлежал 2,3% общемирового дохода, то сегодня – всего 1,4%. Это, кстати, объясняет, почему абсолютное большинство современного обедневшего человечества влилось в ряды пролетариата и то, как рекрутируется пролетариат из всех ныне существующих социальных классов. Далее. В настоящее время долг Латинской Америки составляет 750 млрд. долларов, а вместе с долгами остальных стран третьего мира – 2,5 триллионов долларов. С 1982 по 2003 гг. третий мир выплатил только за обслуживание долга 5,4 триллиона долларов; в 2003 году третий мир получил в качестве помощи 54 млрд. долларов, в том же году выплатив 436 млрд. долларов за обслуживание долга. Если уровни доходов в развитых и развивающихся странах в середине 60-х годов XX века различались в 17-24 раза, то сегодня в 60-70 и более раз. Если к этому прибавить еще и то, что современное “однополярное” человечество по-прежнему израсходует на военные нужды более триллиона долларов, неэквивалентный обмен между странами “золотого миллиарда” и “второго” и “третьего” мира, а также огромный бюджетный (512 млрд. $) и торговый (500 млрд. $) дефициты США, которые безвозвратно утекли, но которые оплачивает мир, справедливо возникает вопрос: не этот ли паразитизм развитых капстран, контролирующих более 70% мировых ресурсов, стремительно растущий разрыв между эксплуататорами и эксплуатируемыми и гигантская социально-экономическая поляризация, существующая ныне между на словах равноправными народами мира, являются питательной почвой классовых битв (в том числе крайних форм социальных схваток – терроризма и т.п.) в современном мире? Не это ли те баснословные средства, на которые до зубов вооружают США и НАТО для ведения захватнических войн в поисках сырьевых ресурсов? США по-прежнему исторически видят источник своей силы во владении чужими землями, чужими богатствами и подавлении чужих народов, проповедуют шовинистическую идею создания “великой всемирной державы” и подчинения им всех государств мира. Американо-натовское варварство – это лишнее доказательство того, что на рубеже веков капитализм полностью погрузился в животное состояние. Настало время, когда мировое сообщество должно признать, наконец, что подлинные причины всех форм драматического противостояния между капиталом и трудом, государствами “золотого миллиарда” и остальным миром лежат, прежде всего, в невыносимых социально-экономических условиях жизни абсолютного большинства населения планеты, нищете, разочаровании, недовольстве и отчаянии, которые в ряде случаев заставляют людей или группы людей встать на путь терроризма, жертвовать жизнями, включая их собственные, в попытке добиться радикальных политических и социально-экономических перемен. “Международный терроризм” ничто по сравнению с той взрывоопасной социальной энергией, которая уже аккумулировалась на планете в результате экономического разрыва между странами “второго” и “третьего” мира, с одной стороны, и “золотого миллиарда”, с другой. Эта социальная энергия в эпоху глобализации сотрясет весь планетарный Социум, если современное человечество не воспользуется, предоставленной ему историей шансом: добровольно и мирным путем выработать механизм уравнения социально-экономического положения всех государств и народов мира. В противном случае, как показывает тенденция современного все еще двухполярного мира, разрозненные сопротивления насилию народов как развитых, так и развивающихся стран, может, в результате нарастания классовой борьбы, превратиться, причинно-следственной необходимостью, в мощное единое наступление на международную буржуазию, прежде всего, на буржуазию стран “золотого миллиарда”. Невозможно отрицать тот факт, что развал СССР во многом способствовал дальнейшему углублению пропасти между развитыми и развивающимися странами. Как цепная реакция, систематический и неконтролируемый рост сверхдостаточного и широкомасштабного потребления богатства государствами “золотого миллиарда”, как правило, за счет многоаспектной эксплуатации народов слаборазвитых и развивающихся стран (в том числе СНГ и стран бывшего соцлагеря, оказавшихся в их числе), порождает с необходимостью причинно-следственной зависимости антагонистические общественно-политические, экономические, национальные и даже религиозные противоречия, в том числе все формы экстремизма и международного терроризма. Понятно, что организаторами последних могут быть и люди из числа богатых, выступающих во имя справедливости от имени своего народа. Терроризм, который все больше интернационализируется как глобальное явление в целом – это не просто превращенная и видоизмененная форма классовой борьбы, это, взрывная и, хотя жестокая, но прямая реакция на имперское насилие и эксплуатацию глобализируюшегося капитализма против народов слаборазвитых стран; это возмездие эксплуатируемого большинства человечества, жестокий ответ идеологам торгово-рыночного-базарного капитализма, непременно выступающим против насильственной революции, но всегда за неуклонное сохранение в обществе насильственной эксплуатации. Известно, что еще со времен античности, при капитализме особенно, прогрессирующее превращение части прибавочной стоимости в постоянно увеличивающийся капитал как правило рождает прогрессирующее обнищание трудового народа. Согласно имманентной логике истории, современный “международный терроризм” есть также историческое следствие четырехвековой эксплуатации и колониальной жестокости западного “демократического” капитализма, дикости колониальных, локальных и мировых войн, это “запоздалый” исторический ответ за геноцид всего коренного населения американского континента, ввоз туда и в другие страны Запада миллионов чернокожих рабов. Еще Адам Смит, создавший свой знаменитый труд “Исследования о природе и причинах богатства народов”, описывал жуткую эксплуатацию рабского труда в Бенгалии и на плантациях сахарного тростника в бассейне Карибского моря. (P.S. Разве не об этой, пусть в видоизмененной, превращенной и, если хотите, извращенной форме, но все же классовой борьбе с прошлыми и современными эксплуататорами говорит и недавний протестный акт разрушения дотла венесуэльскими манифестантами памятника первооткрывателю Нового Света Х.Колумбу в г. Каракасе, положившему, по их мнению, начало европейскому колониализму на континенте. Какая историческая память и все еще неувядаемая классовая ненависть к эксплуататорам! Вместо пропагандируемой ныне умиротворении классов). Современный торгово-рыночный и финансовый капитализм аккумулировал в себе все исторические виды эксплуатации, способствующие такому неоколониальному отливу финансов и ресурсов от бедных к богатым, когда бедные еще больше беднеют, а богатые богатеют, что, конечно, как видим, не может продолжаться безнаказанно. Нам представляется, что рабскому терпению трудовой планеты, когда среди пышного изобилия умирают с голоду миллионы людей, приходит неминуемый конец. Международный терроризм есть один из трагических социальных признаков того, что на рубеже веков пробил смертный час торгово-рыночного финансового паразитического капитализма. Став на путь активного самоотрицания, капиталистическая глобализация объективно рождает из себя глобализацию социалистическую. И это не случайно. Ведь научный анализ современной глобалистики свидетельствует о том, что перегрузка биосферы Земли, вследствие антропогенного и техногенного воздействия на природу, в два и более раз превышает допустимый уровень. Следовательно, в эпоху наметившегося процесса оскудения природных ресурсов, выход из сложившейся ситуации видится в консолидации всего человечества и всех государств для преодоления современных глобальных проблем (терроризма в том числе) не на основе неоколониального гегемонизма, “превентивных ударов”, финансовых спекуляций транснациональных корпораций, продолжения эксплуатации народов, покорения чужих земель и природных ресурсов и т.п., а на основе социалистической гуманистической идеи коллективного выживания, являющегося делом всего планетарного Социума, а следовательно, на основе осуществления принципов коммунистического императива бытия всех ради всех и каждого. Объективные процессы в природе и в мировом сообществе диктуют требование в XXI веке принять коммунистическую альтернативу – солидарность, свобода, равенство и бескорыстная взаимопомощь народов всех континентов – или смерть. Если здесь вспомнить, кроме международного терроризма, еще и о других глобальных проблемах современности, например, голоде и нищете во многих регионах земного шара, демографическом дисбалансе, болезнях века, экологии и т.п., то становятся совершенно очевидными преимущества социалистического планомерного хозяйствования перед хозяйствованием капиталистическим, при котором анархия цен, хроническая нестабильность рынка и рыночного соперничества, императив “товарного фетишизма” (когда чем больше удовлетворяется желание в предметах потребления и роскоши, тем оно становится ненасытнее) и другие отрицательные факторы работают на его саморазрушение. Эти и другие “прелести” капитализма, напрочь вытесняющие общечеловеческие нравственные ценности народов, способствуют безмерному, неразумному и нерегулируемому расходованию природного богатства и человеческих сил, что не только является тормозом развития современного человечества, но в эпоху многоуровневой транснациональной эксплуатации, глобальных проблем современности, термоядерного оружия и резко сокращающихся природных ресурсов представляет угрозу его физическому выживанию. Сказанного уже достаточно, чтобы заметить, что XXI век объективно принадлежит социализму, при котором сумасшедшая рыночная конкуренция с ее погоней за удовлетворением ничем не оправданных безмерных потребительских запросов и нужд эксплуататоров уступит место обществу без эксплуатации, планомерному и самодостаточному развитию во всех сферах человеческой жизнедеятельности и удовлетворению всех разумных потребностей общества. Социализм есть не теоретическая абстракция, как часто заявляют некоторые приверженцы торгово-рыночного мышления, а закономерный результат экономического и политического развития капитализма, неизбежное следствие исторического развития в целом, которое с необходимостью рождает то социалистическое и коммунистическое равноправие людей, которое сегодня, подменяясь понятием “уравниловки”, критикуется и отвергается как якобы предполагающее упразднение всякого индивидуального стимула и экономической заинтересованности в обществе. Еще великий Платон видел опасность, которую таят в себе перекосы в социальном положении членов общества, и подчеркивал важность принципов справедливости, равноправия и коллективизма. Он был социалистом в той мере, в какой видел в частной собственности главный источник социальных зол и рекомендовал ее устранение. Вопрос всех вопросов сегодня стоит так: или современное человечество прислушается к советам Платона и Маркса, чтобы добровольно, ненасильственным методом, пока еще не поздно, выработать универсальный социальный механизм, чтобы, для начала хотя бы относительно, выровнять экономическое положение народов, или оно соглашается остаться погруженным в животное царство междоусобиц, закономерно переходящих в насильственные революционные или другие силовые потрясения. Мы призываем руководство России и стран СНГ, стран социализма и других государств не предоставлять американо-натовской военщине (явно эксплуатирующей “международный” терроризм в своих старых геополитических и геостратегических целях) воздушный, наземный и морской коридоры, отказаться от планов участия в американской контртеррористической коалиции и глобальной “акции возмездия”, имеющей ярко выраженный исламофобский, антиарабский, антимусульманский (а значит – антироссийский и антиСНГ-ский) и неоколониалистский характер. Поддержка этих планов может привести к столкновению между двумя ведущими традиционными религиями России – православием и исламом, что и является одной из геополитических целей США и НАТО. Мы призываем вашингтонское руководство возвыситься, наконец, до осознания объективных требований эпохи и во имя действительной безопасности и свободы народов США, других народов, отказаться от планов глобального возмездия, немедленно приостановить войну в Ираке, вывеси все свои войска из Афганистана и Ирака и направить десятки миллиардов долларов, которыми США оплачивают военные операции, на подъем жизненного уровня стран, оказавшихся в наиболее тяжелом положении; возглавить не акцию пещерного “возмездия”, а международное гуманистическое движение за повсеместное выравнивание экономических условий государств и жизни целых народов, за справедливое перераспределение награбленного общечеловеческого богатства и равноправное пользование им. Это было бы подлинной революцией, чего Маркс и марксисты вместе с подавляющим большинством человечества всегда добивались, прежде всего, мирным и ненасильственным путем. Насилие – выбор эксплуататоров – алчного агрессивного меньшинства человечества, а не марксистов, трудящегося народа. Мы уверены в том, что абсолютно бессмысленно бороться с экстремизмом методами самого же экстремизма и военного террора, как это делают США и НАТО, ибо порождает взаимное ожесточение, что загоняет проблему в тупик, в логический круг дурной бесконечности; это, во-первых, и во-вторых, “международный терроризм” похоже выработал (и дальше будет вырабатывать) ко всякому контртерроризму стойкий иммунитет. В этом смысле, надо признать, что в глазах мирового сообщества он сегодня уже выглядит непобежденным и непревзойденным. Жутко наблюдать, как в этой непрекращающейся взаимной схватке терроризма и контртерроризма (словно “пинг-понговое соперничество”), часто стирающей грани агрессора и жертвы до неразличимости (как, например, в Ираке), гибнут тысячи, как правило, простых людей – дети, женщины, старики, а не сильные мира сего, предусмотрительно обложившие себя многоуровневой охраной. Человечество должно устранить первопричины, порождающие экстремизм. Если бы президент Дж.Буш вместо стремления к мести во гневе изменил стратегический курс США и стран, входящих в НАТО, в сторону устранения вопиющего неравенства народов мира, то это было бы проявлением преемственности по отношению к его выдающемуся предшественнику Аврааму Линкольну, который не насаждал рабство, а боролся с ним и положил жизнь за то, чтобы добиться его отмены. Встает вопрос: почему в США и на “демократическом” Западе с антидемократическим упорством отрицают всякую возможность диалога, переговоров, компромиссов и попытки заинтересованного изучения причинно-следственных связей, когда речь идет о такой весьма влиятельной глобальной силе современности, какой является международный терроризм? Нельзя закрывать глаза на то обстоятельство, что требования, например, Бен Ладена, Аль-Каиды и др. (в том числе ряда оппозиционных капитализму движений и революционных организаций Латинской Америки, внесенных Минюстом США в “черный список”) о выводе оккупационных войск США и НАТО из Ирака целиком созвучны с требованиями мировой общественности. Стало быть, внести в черный список международного терроризма, по крайней мере, в связи с упомянутым справедливым требованием, скорее следовало бы нынешнее руководство США и НАТО и всех , кто им помогает в этой преступной войне. Если появление международного терроризма носит, импульсивно - “краткосрочный” взрывной и “точечный” с интервалами характер, то современная капиталистическая эксплуатация народов, порожденная ею государственно-военный терроризм и другие формы насилия, как всегда, постоянны, а трагические последствия - неисчислимы. США должны отказаться от “философии” силы в международных отношениях, ликвидировать военный блок НАТО, резко снизить баснословные военные расходы и направить высвобождающиеся гигантские средства на ликвидацию нищеты, безграмотности, безработицы. Это гораздо более эффективный и демократический путь борьбы с “международным терроризмом”, нежели т.н. “превентивные” бомбовые удары и каждодневные оккупационные насилия и “зачистки”, от которых гибнут ни в чем не повинные люди, десятки тысяч граждан превращаются в беженцев. Мы убеждены в необходимости повышения роли ООН, которая сегодня подвергается дискредитации со стороны США, игнорирующих его Устав, прерогативы Совета Безопасности в вопросах обеспечения мира. Попытка США организовать т.н. “акцию возмездия” без мандата ООН – это грубейшее нарушение норм международного права; попытка перенести практику “судов Линча” на международные отношения – доказательство лживости навязываемых ими абстрактных понятий “свободы слова”, “свободы человека”, “демократии” и т.д. Мы призываем наших коллег – ученых в странах Западной Европы и Америки избежать недостойного подлинного ученого соблазна поисков примитивных объяснений причин терроризма, предостеречь администрацию США от дешевых предвыборных приемов сплочения нации, разжигания национализма, расизма и религиозной нетерпимости. Мы призываем относиться к международному терроризму не как к объекту “превентивных” ударов в запале дикого чувства мщения, не как удобному поводу расширения свей агрессии и других форм насилия в обществе а прежде всего как к предмету научного исследования для объективного анализа глубоких социальных противоречий современного капитализма и поиска адекватных практических путей выхода из создавшегося положения; на деле доказать приверженность гуманизму и общечеловеческим ценностям. Мы считаем порочными отрицание необходимости исследования причин “международного терроризма” как социального явления, а также этическим релятивизмом (религиозным в том числе) недопущение всякой возможности диалога, компромиссов и совместных действий, когда они трактуются не иначе, как его (терроризма) оправдание. Именно этический релятивизм, абстрактный гуманизм, бездушное морализаторство, политическая целесообразность и животный страх, ничего общего не имеющие с реальным гуманизмом, патриотизмом и интернационализмом, как раз и помешали Патриарху Московскому и. Всея Руси Алексию II и президенту Северной Осетии А. Дзасохову, проявивших заботу больше о своем теле, нежели о духе перешагнуть вместе с Л. Рошалем и Р. Аушевым порог школы № 1 в Беслане, чтобы хоть как-то реально, а не только молитвенно, приблизиться к мирским деяниям исторического Христа, который, предпочитая практическую этику агрессивной “этике” политически мстительного словоблудия, одинаково общался не только со своими единомышленниками и единоверцами, но также с инакомыслящими и иноверцами. Взаимное переплетение государства и церкви, религиозного и светского факторов и “познание” истины не через мышления, а через желудок, сеют в нашем обществе только смуту, порождают гражданскую трусость и, озлобляя людей, направляют их по неверным нравственным ориентирам. Мы убеждены, что вероломная смена общественно-политической формации путем возврата к капитализму не может быть куплена ценой моральной деградации общества. О недооценке гносеологических и социальных корней “международного терроризма”, его реальной силы, свидетельствует и заявление Совета Безопасности ООН в связи с трагическими событиями в Беслане, составленное в ключе ультиматума в весьма резких тонах, не только не помогшее мирной развязке, но и подлившее масло в огонь. Об этом же свидетельствует и упорное нежелание, преимущественно сильных мира сего (в том числе, как ни странно, церковных иерархов), не учитывать возможности компромиссных решений. Тот, кто до сих пор еще не понял, или не хочет из-за классовых и связанных с ними узко-политических и религиозных предрассудков понять, что контрреволюция в СССР и непрекращающаяся война против коммунизма (который предпочитает земное равенство загробному) на рубеже веков породила и террористическую, которую сегодня можно уже назвать “интернациональным неотерроризмом”, и что “11 сентября”, потрясшее основания США, есть один из эпизодов антагонистической классовой распри в современном обществе, есть борьба социальной справедливости с социальным злом, может здесь поставить точку и не читать дальше нашу резолюцию. Трагедия в Беслане должна подвигнуть человечество, и прежде всего западный мир, к пониманию необходимости принятия экстренных мер по ликвидации истинной причины т.н. “международного терроризма” – вопиющего неравенства народов “второго” и “третьего” мира и “золотого миллиарда”, к пониманию того, что после 11 сентября 2001 г. окончательно развеяна иллюзия о безнаказанности американо-натовского гегемонизма и насаждения на Земле т.н. “нового мирового порядка”. Мы убеждены в том, что фактическое политическое и экономическое равноправие государств и всех народов мира – это категорический императив современной эпохи – эпохи достаточных рациональных экономических потребностей против потребностей сверхдостаточных и иррациональных, трагически расколовших мир в ожидании смертельной схватки. Руководствуясь патриотическими и общечеловеческими гуманистическими соображениями, а также осознанием опасности дальнейшего продолжения глобального идеологического, религиозного и военного противостояния США и НАТО Востоку и всему остальному миру, целями ликвидации подлинных причин “международного терроризма”, мы, участники теоретического семинара “Марксовские чтения”, обращаемся к руководству России и других государств мира со следующими рекомендациями: 1. Поддержать требование трудящихся Северной Осетии об отставке правительства и президента республики за их бездеятельность и гражданскую трусость в дни трагических событий в Беслане. Мы не приемлем светский политический практицизм и бездушный этический формализм религиозных иерархов, вовсе не приближающих их к ненасильственной и миротворческой деятельности. 2. Всем институтам РАН и вузам РФ перечислить в Фонд помощи пострадавшим в Беслане однодневную заработную плату. 3. МВД, ФСБ и Минобороны РФ в целях минимизации угрозы жизни людей в результате силовых действий усовершенствовать методы предупреждения и ненасильственного (путем переговоров и поиска компромиссов) разрешения кризисных ситуаций (включая террористические акты). Всячески отмежеваться от скомпрометировавшей себя американо-натовской тактики нанесения так называемых “превентивных ударов”, предполагающей произвольный выбор объектов военного давления и таящей в себе опасность непоправимых ошибок. Не допустить “интернационализации” (с участием США и НАТО) борьбы против “международного терроризма” в России и других странах СНГ. 4. США и НАТО – немедленно прекратить начатую ими по существу террористическую “операцию возмездия” против народов мира, основная цель которой – под видом соблюдения “прав человека”, “свободы слова”, “демократии” и борьбы с “международным терроризмом”, расчистить путь на Восток для ведения захватнических войн в поисках сырьевых ресурсов. 5. ООН признать, что интерпретация буржуазными идеологами понятия “международного терроризма” с целью его предельной мистификации и насильственное втягивание государств в сомнительные союзнические отношения якобы для борьбы с ним скрывают стратегические цели США, движимых стремлением к мировому господству, разрушают фундаментальные международно-правовые нормы, означают запрет на все виды народно-освободительной борьбы. 6. ООН призвать США и НАТО и примкнувшие к ним государства вывести оккупационные войска из Ирака и Афганистана и прекратить терроризировать мир; созвать в срочном порядке внеочередную сессию Генассамблеи ООН, чтобы рассмотреть вопрос об углубляющейся чрезвычайной ситуации, в которой фактически оказался мир после развала СССР и в результате гегемонистских устремлений правящих кругов США и НАТО – этих действительных международных террористов, ведущих мир к катастрофе. 7. Считая борьбу многострадального иракского народа (всех народов третьего мира) против США и НАТО не террористической, как это ее преподносят оккупанты, а освободительной, священной и руководствуясь принципами ООН, Всеобщей декларацией прав человека и международного права, общечеловеческими гуманистическими соображениями и осознанием исторического значения и актуальности борьбы против всех форм современного неоколониализма и государственного терроризма, участники теоретического семинара “Марксовские чтения” считают целесообразным создать на его организационной основе международную инициативную группу ученых, правоведов, обществоведов и представителей СМИ для оформления юридического иска к правительству США и государств-членов НАТО о возмещении экономического и нравственного ущерба, нанесенного народам Югославии, Афганистана и Ирака в результате войны и оккупации США этих стран; а также для оформления аналогичного иска о возмещении экономического и нравственного ущерба, нанесенного народу Кубы в результате политики экономической и торгово-финансовой полувековой блокады, введенной США против независимой социалистической Кубы. Мы считаем, что обращение с таким международным судебным иском тем более справедливо, что в результате развала СССР, мировой системы социализма и усиления на этой основе транснациональной эксплуатации государствами “золотого миллиарда” государств “третьего” мира, долговой кризис обострился до такой степени, когда многие страны из этого региона, как известно, вынуждены выделять на только обслуживание долга 5-6 и более процентов своего валового общественного продукта, а это значит от 30 до 50 процентов выручки от экспорта. В результате только за пятилетний срок странами “третьего” мира были выплачены около 500 млрд. долларов, что является вопиющим фактом эксплуатации народов развивающихся стран. Участники конференции считают, что странам “третьего” мира нужно, отказаться от выплаты, навязанных неоколониализмом долгов, полностью приостановить мощный отлив ресурсов и денег из стран-должников в метрополии и положить навсегда конец транснациональной и трансконтинентальной эксплуатации в современном мире. 8. ООН констатировать, что, проводя агрессивную политику, США и НАТО фактически разрушают существующую систему международных отношений и международного права, дать оценку пагубным последствиям реализации гегемонистской программы т.н. “нового мирового порядка”, т.н. “превентивным” ударам, вторжению США в Югославии, Афганистан и Ирак без санкции ООН, расширению НАТО на Восток и вынести на голосование членов-государств ООН вопрос о роспуске военного блока НАТО. 9. Совету Безопасности ООН, имея ввиду что война в Ираке к настоящему времени уже обошлась США более 200 млрд. долларов, твердое убеждение мирового сообщества и заключение экспертов о том, что никакой необходимости в очередной террористической войне США в Ираке не было (как не было необходимости в государственно-террористических войнах США еще раньше: в Югославии, Афганистане, во Въетнаме, … вплоть до в сбрасывание атомных бомб на мирные города Хиросима и Нагасаки), выступит со специальным заявлением с требованием положить конец военно-террористическим интервенциям США, объявивших весь мир зоной американских интересов и, на этом бесславном поприще только в Ираке, уже потерявших убитыми более 1000 американских солдат и, погибших, намного больше иракцев. 10. С целью повышения роли и значимости ООН в современном мире осудить США и НАТО, систематически пренебрегающих прерогативами этой организации и нарушающих его уставные требования. Необходимо признать (и принять соответствующие меры), что ООН в постсоветское время втянута в глубокий кризис и ее нынешние механизмы уже не способны противостоять американской гегемонии. 11. ООН признать, наконец, что причины, порождающие экстремальные формы политической борьбы и т.н. “международного терроризма” (этой, в целом, видоизмененной формы международной классовой борьбы против транснациональной эксплуатации народов мира) - это, прежде всего, политическая и социально-экономическая эксплуатация странами “золотого миллиарда” всего остального мира, что в период после Второй мировой войны именно США и НАТО, приняв неоколониальную концепцию силового вмешательства в дела других стран, стимулировали новые формы внутригосударственного и “международного терроризма”, сделав, в результате этого, и самих себя его мишенью. Констатировать, наконец, что война, которую США ведет против Ирака, который никогда не нападал и не угрожал напасть на США, в действительности является войной не против т.н. “международного терроризма”, а захватнической войной против суверенного государства, располагающего, как известно, вторым по объему запасами нефти в мире. 12. Принимая во внимание, что в лице “международного терроризма” человечество столкнулось с реальной социальной силой, с которой нельзя уже не считаться, какими бы ни были последствия и формы ее проявления, считаем исторически своевременным созыв под эгидой ООН первой чрезвычайной всемирной конференции по проблемам терроризма в современном мире с приглашением глав или представителей организаций, считающихся террористическими, с целью гласного заслушивания и концептуального прояснения теории и практики “международного терроризма”, выяснения комплекса обоснованных претензий этого, тщательно законспирированного глобального международного движения, к современному человечеству и, на этой основе, выработки, наконец, адекватной позиции и поиска возможностей компромиссного решения имеющихся проблем. 13. Констатировать, что, участившиеся во всем мире протестные движения против власти капитала, капиталистической глобализации, наведения США т.н. “нового мирового порядка”, амероикано-натовских перманентных государственно-террористических войн против стран третьего мира и пр. негативных явлений современного капитализма, объективно подготовили социальную почву и общественное сознание для дальнейшего формационного движения народов мира, а народы бывшего Союза плотно подвели к формационной реставрации с учетом новых исторических реалий. Во избежание насильственного развития этого мирового процесса и прекращения “международного терроризма” считать необходимым - - созыв под эгидой ООН научно-практическую конференцию с участием глав всех государств, ученых, обществоведов, представителей мировых торгово-экономических и финансовых организаций, руководителей транснациональных корпораций и представителей всех ведущих религиозных конфессий для целенаправленного изучения глобальных (особенно социально-экономических) проблем современного человечества с целью принятия международной комплексной программы по кардинальному изменению миропорядка, социально-экономического курса современного мира, выработке теоретически обоснованных практических рекомендаций начала первого в истории человечества ненасильственного процесса выравнивания (путем добровольной отмены всех форм национальной и транснациональной эксплуатации) недопустимого социально-экономического и народно-хозяйственного разрыва между государствами и народами, их населяющими, являющегося социальной основой всех драматических противоречий в современном мире. Это было бы “революцией духа” современного человечества, перед необходимостью которой встало оно в эпоху глобализации. 14. В связи с явной неспособностью новых, во многом идентичных мутантных общественных систем, возникших в России и других странах СНГ в результате контрреволюции взамен советского социализма, и чрезвычайной опасности расширяющейся агрессий США и НАТО в мировом масштабе, рекомендуем Госдуме РФ и парламентам других стран СНГ подготовить и включить в повестку дня вопрос о реинтеграции республик бывшего СССР и воссоздании союзного государства с учетом новых исторических реалий. Главам стран СНГ рассмотреть на внеочередном совещании вопрос об исторической необходимости денонсации Беловежского соглашения и ускорении реинтеграции республик СССР. 15. Министерствам иностранных дел России и других стран СНГ признать приоритетным направлением внешней политики развитие всесторонних отношений прежде всего внутри содружества, а не с США и НАТО, рассматривающих Россию и другие страны СНГ исключительно как тактических, а не стратегических партнеров. 16. Европейским парламентам и Евросоюзу, исходя из прогрессивных традиций гуманизма и просветительства Старого Света и его сегодняшних реалий, объявить, наконец, бойкот агрессивной внешней политике США и НАТО, категорически потребовать вывода государственно-террористических войск США, НАТО и примкнувших к ним государств из Ирака и Афганистана, а также роспуска военного блока НАТО, давно уже ставшего рудиментом истории. Предать огласке опасность и всю лживость политики борьбы США и НАТО против т.н. “международного терроризма”. 17. Признать неудовлетворительной деятельность левых сил (прежде всего компартий) России и других стран СНГ, пребывающих ныне в неконструктивных разногласиях и тем самым способствующих закреплению последствий формационной контрреволюции, ведущей как Россию, так и другие страны СНГ в никуда, а США - к мировому господству.
Руководитель теоретического семинара “Марксовские чтения” доктор философских наук, профессор Института философии РАН Давид Викторович Джохадзе Выскажите ваше мнение на форуме |