С.Глазьев
в соавторстве с Сергеем Батчиковым,
председателем правления Российского торгово-финансового
союза. Опубликовано
в газете "Советская Россия"(сокращенный
вариант) Иллюзии
равноправия Формально
Всемирная торговая организация - институт,
организующий правила игры на мировом рынке. Но
содержание ВТО существенно отличается от
заявленных целей. С одной стороны, ВТО служит для
формирования таких правил игры, которые
максимально отвечают интересам развитых стран в
реализации их конкурентных преимуществ (прежде
всего монополии на воспроизводство
высокотехнологичных товаров). С другой, ВТО--это
инструмент в руках лидеров мировой экономики для
"взлома" национальных рынков стран
периферии, установления контроля над их
ресурсами, в
консервации отсталости одних и ускоренного
развития других. Транснациональные
промыщленные и финансовые структуры используют
механизмы ВТО и мощь "своих"
государств для захвата
рынков товаров высокой степени переработки.
Слабые игроки утрачивают
эти рынки и одновременно теряют соответствующие
отрасли перерабатывающей промышленности.
Происходит закрепление такого разделения труда,
при котором одни страны держат "контрольный
пакет" высокотехнологичных и иных
перерабатывающих производств,
а ролью других остается сырьевое
обеспечение. Т.к.
контроль над товаропотоками дополняется
финансовым контролем и управлением внешним
долгом, то налицо система прочной зависимости
экономической "периферии" от "центра". Таким образом, ВТО наряду с
международными финансовыми институтами - один из
ключевых элементов миропорядка,
в котором на одном полюсе высокотехнологичные
производства, финансовые ресурсы и высокие
стандарты потребления, на другом - архаичные
экономические и социальные структуры,
хронический недостаток капиталов и бедность. Тезис
о равноправии участников ВТО - миф. Формально
существуют общие для всех стран обязательства обеспечивать прозрачность (транспарентность)
торгового режима; гарантировать
равенство условий деятельности для всех
экономических агентов ("предоставление
национального режима и режима наибольшего
благоприятствования"); гарантировать право
нерезидентов обжаловать спорные вопросы в независимых трибуналах. Но
фактически общие обязательства не являются
таковыми для ведущих стран. Например, требование
привести внутреннее законодательство в
соответствие с правилами ВТО не затрагивает США.
Поистине - "что позволено Юпитеру...". Прикрываясь
антидемпинговыми процедурами, развитые страны
осуществляют протекционистскую защиту
недостаточно конкурентоспособных отраслей
своей экономики. Подлинный смысл "равноправного
участия" в том, что
слабые участники ВТО обязуются обеспечить
другим игрокам максимальный доступ на свой рынок
и облегчать им там "работу". Членство в ВТО
стран, не входящих в "большую четверку" (США,
ЕС, Япония, Канада), - клубная карта без
преимуществ. Это подрывает
конкурентоспособность большинства стран
второго эшелона, лишая их
не только доходов, но самой
возможности развития. Сегодня в обеспечении
эффективности капиталов на первый план выходят
не финансовые, а товарные рынки, механизмы
контроля и регулирования товаропотоков. А здесь
глобальным регулятором как раз и выступает ВТО. В
последние несколько лет конфликт интересов
стран-участниц достиг гигантских масштабов.
Более 60 развивающихся стран заявили, что они не
могут расширять рамки
либерализации торговых отношений, и выступили с
предложением отсрочить введение ранее
достигнутых договоренностей. Вектор
развития России и ВТО Секрет
российского "экономического чуда" 1999 - 2001
годов во многом состоит в том, что к 1998 г. в
российской экономике имелись масштабные
незагруженные производственные мощности,
способные производить конкурентоспособную
продукцию, и скрытые излишки рабочей силы на
предприятиях. Девальвация рубля, рост мировых
цен на нефть, сокращение бартера
позволили использовать эти ресурсы и
обеспечили рост производства при минимальных капитальных
затратах. Однако уже к 2002 г. эти ресурсы
исчерпались. Признаком этого стало не только
замедление экономического роста при сохранении
благоприятной мировой конъюнктуры для
российского сырьевого экспорта (1999 г. - 5, 4%, 2000 г. -
9, 0%, 2001 г. - 5, 0%, 2002 г. - 4, 0%). Гораздо важнее, что
экономика возвращается к модели
развития предшествующего
кризису периода (1995 - 1998 гг.). Это модель с двумя
особенностями: доминированием сырьевого
экспорта как основной движущей силы экономики и
преобладанием импорта в покрытии внутреннего
спроса. Возврат России к экспортно-ориентированной
модели был признан и в ноябрьском (2002 г.) докладе
Мирового банка, посвященном России. Развитие с
опорой на сырьевой экспорт неизбежно означает
снижение общих темпов экономического роста в
лучшем случае до уровня сырьевых отраслей-- до 2 -
3% в год. Этого абсолютно недостаточно для
преодоления разрыва России с ведущими странами
мира, решения неотложных социальных задач и
обеспечения безопасности страны. А в худшем
случае (например, при резком снижении мировых цен
на нефть) в российской экономике неизбежен срыв,
аналогичный кризису 1998 года. Сегодня ситуация в
экономике характеризуется, во-первых, сменой
вектора экономического развития и во-вторых,
идеологическим кризисом, связанным с крайне
негативными последствиями
проводимой правительством политики
дерегулирования экономики. Опять на первый план
вышла задача выхода из этого тупика, для решения
которой необходима ускоренная модернизация экономики, повышение ее
конкурентоспособности и устойчивости к внешним
воздействиям. Нет сомнений,
что форсированное присоединение России к ВТО
противоречит решению
этой задачи. Во-первых, модернизация
экономики требует маневрирования
ресурсами, перераспределения экспортной ренты
из сырьевых отраслей в перерабатывающие. А
требования ВТО существенно ограничивают
возможности реализации такого маневра, делает
его практически невозможным. Во-вторых,
присоединение к ВТО ухудшит
условия функционирования ряда секторов,
ускоренное развитие которых критически важно
для обеспечения конкурентоспособности
экономики: станкостроения, авиационной
промышленности, автомобилестроения,
сельскохозяйственного машиностроения и других.
А требуемое ВТО повышение цен на энергоносители
до мирового уровня сделает
неконкурентоспособной 70--80% нашей промышленной
продукции. В-четвертых, Применение в сегодняшних
российских условиях таких норм ВТО, как
Соглашения о правах интеллектуальной
собственности (обязательное патентование,
принудительное лицензирование и др.) без
принятия компенсирующих мер может усилить отток
научно-технологических разработок за рубеж и
стать преградой к
использованию наших интеллектуальных ресурсов
для повышения
конкурентоспособности промышленности.
В-пятых, присоединение к ВТО
стимулирует дезинтеграционные процессы в СНГ.
Раздельные переговоры
стран СНГ о присоединении к ВТО приведет к
распаду Таможенного союза и зоны свободной
торговли, которые не признаются сегодня
женевской бюрократией. Как показывают расчеты,
произойдет резкое снижение
конкурентоспособности товаров из стран СНГ на
российском рынке, в результате
сокращение российского экспорта в страны
СНГ составит почти треть, а их импорта в Россию -
до половины. Это вызовет резкое ухудшение
экономической ситуации в ряде стран СНГ с
последующией вероятной дезинтеграцией ЕврАзЭС.
Угрозы
и риски, связанные с
форсированным присоединением России к ВТО, столь очевидны, что возникает вопрос: что (или кто)
подавляет сопротивление его многочисленных
противников? По-видимому, речь может идти о трех
основных группах поддержки присоединения к ВТО.
Первая группа
- производители экспортной продукции (черных
металлов, химических товаров, лесоматериалов),
испытывающие прессинг антидемпинговых процедур
и рассчитывающие с помощью механизмов ВТО
улучшить свои позиции на рынках. К ним примыкает
ряд производителей оборудования для этих
отраслей, рассчитывающих на увеличение заказов и
недооценивающих угрозы обострения
международной конкуренции. К ним следует отнести
и некоторых руководителей регионов,
рассчитывающих на приток иностранных инвестиций.
Вторая группа - бюрократия,
связавшая свою аппаратную судьбу с
присоединением России к ВТО. Дело не только (и
не столько) в личных пристрастиях ряда
представителей макроэкономического блока
правительства. Вопрос
заключается в том, будет ли проломлен "социальный
барьер", препятствующий дальнейшему
продолжению либеральных реформ, или они
подвергнутся неизбежной коррекции. Понятно, что
это одновременно и вопрос о том, кто станет "экономическим
идеологом" следующего политического цикла. И
присоединение к ВТО тут очень кстати: во-первых,
оно само по себе предполагает осуществление "непопулярных
мер", во-вторых, на него можно списать
неизбежные социальные издержки этих реформ. Наконец,
третья группа - это
носители проекта ускоренной интеграции России в
мировую экономику. Практически все прошлое и
начало нынешнего десятилетия шла
непрекращающаяся дискуссия между сторонниками
двух основных проектов экономического развития
страны. В первом экономический рост базируется
на расширении внутренних рынков и укреплении
позиций отечественных товаропроизводителей. В
рамках второго - рост опирается на расширение
экспортного потенциала за счет интеграции
российских производителей в транснациональные
технологические цепочки.
За этими проектами стоят разные (даже
противоположные) представления о ресурсах
развития, способах повышения
конкурентоспособности, ее основных движущих
силах и и т.д. Форсированное присоединение России
к ВТО с высокой вероятностью приведет к тому, что
российская экономика утратит целостность и
внутренние ресурсы, необходимые для реализации
первого проекта. По сути, это означает
необратимое закрепление экспортно-сырьевой
ориентации экономики. Именно поэтому вопрос
присоединения к ВТО получил статус идеологемы,
четко разграничив сторонников и противников
проводимой сегодня политики ВТО
против модернизации С
точки зрения здравого смысла сначала нужно
провести технологическую модернизацию и
повысить конкурентоспособность российской
экономики, а потом присоединяться к ВТО. Обратный
порядок действий неприемлем. Принятие Россией
только общих обязательств ВТО (даже если все
остальные условия членства будут максимально
благоприятными) сделает невозможным
модернизацию отечественной экономики в
требуемых масштабах ни сейчас, ни в долгосрочной
перспективе. Открытие внутреннего рынка на
условиях ВТО усилит прессинг зарубежных
конкурентов на экономику в целом. Интервенция
товаров и услуг из-за рубежа перенесет на нашу
экономику критерии мировой эффективности, к
которым мы не готовы. При мизерных инвестициях и
износе основных фондов в ряде отраслей на 50 - 70
процентов, без действенной поддержки
государства невозможно кардинально перестроить
производство, чтобы выпускать продукцию по
международным стандартам. Достижение высокой
конкурентоспособности осуществимо лишь на
основе реализации тех сравнительных преимуществ,
которыми обладает Россия. Только они могут стать
фундаментом повышения конкурентоспособности
экономики в целом, позволят России занять
прочную нишу в отдельных сегментах мирового
рынка. Бесспорными преимуществами России
являются транзитный потенциал, богатые
энергетические ресурсы, наличие
конкурентоспособных научно-технологических
заделов, относительно емкий внутренний рынок.
Транзитный потенциал напрямую зависит от
развития транспортной сети и телекоммуникаций.
Следовательно, приоритетные для России отрасли:
телекоммуникации, авиационная промышленность. Авиационная
промышленность традиционно контролируется
государством, это общемировая практика. Дотации
на производство и проектирование авиационной
техники в той или иной форме осуществляются во
всем мире. В нашей стране гражданская
авиапромышленность переживает серьезные
трудности. В результате резкого (в 4 раза) падения
объемов пассажирских перевозок в 90-е годы
сократилось использование воздушного
транспорта на внутренних и на международных
линиях. Еще один удар по авиапрому нанесен
недавно решением ЕС о запрете полетов российских
самолетов, которые по производимому шуму
превышают европейские стандарты. Производство
гражданской авиатехники упало. Пять крупнейших в
России сборочных заводов (Воронеж, Казань, Самара,
Ульяновск, Саратов) производят 5 - 7 самолетов в
год вместе, хотя их проектная мощность
составляет 150 - 180 авиалайнеров. Принятие условий
ВТО, касающихся авиационной промышленности (Соглашение
по торговле гражданской авиационной техникой -
СТГА), лишит Россию перспективы возродить
авиастроение и фактически погубит эту отрасль. Другой приоритетный ресурс
России - энергетика. Для надежного
самообеспечения энергией и высвобождения
топливных энергоресурсов для экспорта очень
важно стимулировать развитие ядерной энергетики.
Кроме того, на растущем мировом рынке
производства электроэнергии на АЭС есть
потребность в энергетическом оборудовании, где
Россия способна занять соответствующую нишу.
Российское энергетическое машиностроение пока
обладает достаточно высокой
конкурентоспособностью (экспорт его продукции
ежегодно составляет 700 - 800 млн. долл.). Но в случае
присоединения к ВТО и отказа от проведения
активной промышленной и структурной политики
высока вероятность того, что из-за
организационных преимуществ (возможностей
предоставления связанных кредитов и др.)
западные производители энергомашиностроения
быстро захватят этот рынок, лишив нашу страну
одного из конкурентных преимуществ. Следующий стратегически
важный сектор, обреченный на деградацию в случае
форсированного присоединения к ВТО--автомобилестроение.
Эта отрасль уникальна - она соединяет элементы
высоких технологий и массового производства,
ориентированного на потребительский спрос. Для
ее успешного функционирования в России есть ряд
ключевых факторов: производственные мощности,
квалифицированная рабочая сила, конструкционные
материалы, емкий внутренний рынок, сеть
технического обслуживания, развитая система
сбыта. С другой стороны - недостаток инвестиций,
действенной государственной поддержки
модернизации и расширения производства.
Снижение таможенных пошлин на импорт
автомобилей вызовет приток товаров и тем самым
закроет дорогу капиталу, необходимому для
существования этой отрасли. Четвертое приоритетное
направление определяется типом экономического
роста. В долгосрочной перспективе это - внутренне
ориентированный рост, опирающийся на
инвестиционный рывок. Следовательно, на
первый план выходят сектора инвестиционного
оборудования, а именно станкостроение. Эта
системообразующая отрасль определяет в конечном
счете качество продукции в других отраслях
машиностроения. Обеспечить модернизацию и
динамичное развитие ключевых секторов может
только государство, используя инструменты
промышленной политики: субсидии, льготные
кредиты, государственные гарантии,
государственный заказ, налоговую и тарифную
политику, государственное участие в подготовке
кадров и др. Т.к. нормативы ВТО резко ограничивают,
а в некоторых случаях полностью исключают
применение этих инструментов, перевод экономики
на траекторию быстрого экономического роста при
помощи мер государственной промышленной,
структурной и внешнеторговой и научно-технической
политики необходимо провести до присоединения к
ВТО.
|