Главная                      Новости                     Статьи                      Архив

С.Глазьев

МЕСТО РОССИИ В МЕНЯЮЩИХСЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ЦЕНТРА И ПЕРИФЕРИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

(сокращенный вариант. Полный текст--см. www.glazev.ru)

Текст опубликован издательством Московского государственного университета коммерции, Москва, июнь 2001 г.

Геополитические и геоэкономические изменения

Современный этап глобализации представляет собой процесс формирования единого мирового экономического, финансового, информационного и гуманитарного пространства, обусловливающий снижение роли государственных барьеров на пути движения информации, капиталов, товаров и услуг и возрастание роли наднациональных институтов регулирования экономики. В ходе этого процесса формируются сравнительные преимущества национальных экономических систем, которые будут определять геополитическую конкуренцию середины XXI века. Среди факторов, обеспечивающих...конкурентные преимущества, на передний план выходят: образование и охрана здоровья населения; развитие науки; пропускная способность, доступность и наполнение информационной среды; наличие условий для раскрытия...творческих возможностей ...личности; чистота окружающей среды и высокое качество жизни... В геополитической конкуренции...усиливается значение научно-технического прогресса, новых технологий. Возрастает роль человеческого фактора в организации производства. Страны, не способные обеспечить необходимый уровень образования населения и развития науки, будут обречены на углубление зависимости от внешних финансовых и информационных центров и останутся в основном источниками сырья и человеческого материала для ТНК из развитых стран. Глобальная конкуренция ведется уже не столько между странами, сколько между транснациональными воспроизводственными системами, каждая из которых объединяет, с одной стороны, национальные системы образования населения, накопления капитала, организации науки соответствующих стран и, с другой-- производственно-предпринимательские и финансовые структуры, работающие в масштабах мирового рынка. Несколько таких систем, тесно связанных друг с другом, определяют глобальное экономическое развитие и формируют ядро мировой экономической системы (страны "золотого миллиарда"), в котором концентрируется интеллектуальный, научно-технический и финансовый потенциал.

Транснациональные корпорации, связанные с ядром мировой экономической системы, контролируют более половины оборота мировой торговли и финансов, наиболее прибыльные отрасли экономики разных стран, включая добывающую и наукоемкую промышленность, телекоммуникации, производственную инфраструктуру. Многие ТНК по экономическому обороту превосходят крупные страны, подчиняют своему влиянию правительства, решающим образом воздействуют на формирование международного права и работу международных институтов. 500 ведущих ТНК охватывают свыше трети экспорта обрабатывающей промышленности, 3/4 мировой торговли сырьевыми товарами, 4/5 торговли новыми технологиями... Страны, не входящие в ядро мировой экономической системы, образуют периферию, лишенную внутренней целостности и возможностей самостоятельного развития. Для отношений ядра и периферии мировой экономической системы характерен неэквивалентный экономический обмен, при котором страны периферии вынуждены оплачивать интеллектуальную ренту, содержащуюся в импортируемых товарах и услугах, за счет природной ренты и затрат труда, содержащихся в экспортируемых сырьевых и низкотехнологических товарах. Ядро "вытягивает" из периферии наиболее качественные ресурсы - лучшие умы, научно-технические достижения, права собственности на наиболее ценные элементы национального богатства. Концентрируя финансовый потенциал, ядро навязывает периферии...использование своих валют, устанавливая таким образом контроль над финансовыми системами периферийных стран и присваивая эмиссионный доход в масштабах мировой экономической системы. Лишенные основных внутренних источников развития страны периферии теряют возможность проведения суверенной экономической политики и управления собственным развитием, превращаясь в экономическое пространство для освоения международным капиталом.

Глобальное экономическое развитие определяется сочетанием двух противоречивых тенденций: подчинением мировой экономики интересам транснационального капитала--с одной стороны, и конкуренцией национальных экономических систем - с другой. Эти тенденции создают в каждой стране уникальное сочетание внешних и внутренних факторов. Разнообразие этих сочетаний простирается от полной зависимости периферийных стран, в экономике которых безраздельно доминирует транснациональный капитал, до мощных национальных экономических систем Японии, Китая, США, Франции, Германии, в которых экономическая политика государства определяется интересами национального капитала и отечественных товаропроизводителей. Формирование экономической модели каждой страны идет в...острой борьбе за контроль над институтами государственной власти между представителями транснационального и национального капитала, международными институтами и национальной элитой. У них разные, часто противоположные интересы, ценности, инструменты воздействия на экономику. Транснациональный капитал стремится к тотальному контролю над мировым рынком и каждой страной, стиранию экономических, культурных и политических границ между нациями, подчиняя своим интересам конкурентные преимущества каждой их них и формируя удобную для себя глобальную финансовую, информационную, правовую и даже силовую инфраструктуру. Международные институты, обслуживающие его интересы, стремятся доминировать над национальными государственными институтами, устраняя препятствия движению международного капитала, товаров, рабочей силы. В странах ядра - США, Японии и др. ... продолжается формирование...механизмов государственного регулирования, обеспечение передовых достижений научно-технического прогресса (НТП), освоение технологий планирования и долгосрочного прогнозирования, усложнение структуры управления, а на периферии насаждается идеология тотальной либерализации, позволяющей через управляемый хаос внедрять механизм неэквивалентного обмена. То есть в ядре мировой капиталистической системы формируется мощная наднациональная экономическая система, основанная на принципах планомерности, опирающаяся на государственные институты и обслуживающая интересы мировой финансовой олигархии, а на периферии господствует хаос свободного рынка, где за ультралиберальной идеологией скрываются международные финансовые спекуляции, взрывающие национальные денежные системы, устраняющие государственные барьеры на пути транснациональных корпораций. Повсеместным ...требованием структур, обслуживающих страны ядра, является дерегулирование экономики, устранение...государственного воздействия экономическме процессы, исключение самой возможности...целенаправленной структурной, промышленной, инвестиционной политики. Доминирование связанного с ядром международного капитала пока не тотально. Его усилия направлены на установление контроля над самыми прибыльными видами деятельности, где источник сверхдоходов--обладание политической, финансовой, природной или интеллектуальной монополиями. Это управление государственными долгами, эмиссией денег, банковскими, аудиторскими и юридическими услугами, международной торговлей, добывающей промышленностью, естественными монополиями, энергетикой, наукоемкой промышленностью и использованием новых технологий. В остальных сферах деятельности механизмы конкуренции нивелируют возможности получения монопольной ренты, поэтому они меньше привлекают транснациональный капитал и осваиваются в основном национальными деловыми кругами. Новый мировой порядок Концентрация транснационального капитала и производства достигла качественно нового уровня, что позволяет говорить о становлении нового мирового порядка. Политическое закрепление доминирования ядра мировой экономической системы происходит путем установления международным финансовым капиталом, ТНК и международными организациями контроля над государственными институтами периферийных стран и их последующего демонтажа, замены международным правом и международными институтами. Ключевыми методами в этом процессе являются: втягивание соответствующих стран в режим неэквивалентного внешнеэкономического обмена и долговую зависимость, а также...идеологическое и материальное подчинение их национальных элит. Достигается это с помощью самых разнообразных неформальных структур и контактов, через которые проводятся необходимые кадровые назначения в институтах власти и готовятся официальные решения--т.е. формируется реальная политика. Ведущую роль в этом процессе играют такие международные организации, как Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк(ВБ); в особых случаях используется военное давление (НАТО). Идеологическим обоснованием проводимой ими политики в течение многих десятилетий служит теория радикального либерализма. Ослабление и ликвидация национальных институтов государственной власти, политического, идеологического и культурного контроля устраняют препятствия для свободного движения транснационального капитала, подчиняющего своим интересам экономику целых стран и континентов. Результатом...становится последовательное возрастание роли ядра мировой экономической системы, включающего США, Западную Европу и Японию. Остальной мир делится на страны, пытающиеся стать самостоятельными центрами концентрации транснационального капитала, вырастить своих мировых лидеров (новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии, Китай, Индия, Бразилия) и вырваться таким образом из состояния периферийной зависимости, и страны-колонии, фактически лишенные национального суверенитета и превращенные в резервуар дешевого сырья и рабочей силы для транснационального капитала. В отличие от колониализма прошлого, державшегося на военном принуждении, современный неоколониализм обеспечивается правительствами и национальными элитами внешне суверенных, но на деле полностью зависимых стран. Обремененные неподъемными долгами, управляемые коррумпированными правительствами, не имеющие внутренних источников роста, большая часть стран Азии, почти все страны Африки и Латинской Америки обречены на жесткую внешнюю зависимость и неэквивалентный экономический обмен, отдают в управление иностранному капиталу свои национальные богатства. Неэквивалентный обмен втягиваниет периферийные страны в ловушки сырьевой специализации и внешней задолженности. При этом, оказываясь во второй "ловушке", эти страны лишаются суверенитета в проведении торговой и финансовой политики и, следовательно, возможностей управлять собственным развитием. Темпы экономического роста подавляющего большинства стран колеблются в диапазоне 2-4% в год, в то время как ставки процента на мировом рынке ссудного капитала составляют от 8 до 20%--в зависимости от кредитного рейтинга страны. Занимая деньги под процент, существенно превышающий темпы экономического роста, страна втягивается в "долговую ловушку". Не имея возможности бесконечно снижать бюджетные расходы, перераспределяя средства в пользу обслуживания лавинообразно нарастающего внешнего долга, она вынужденно прибегает к новым займам, приближая финансовое банкротство. Когда расходы на обслуживание гос. долга становятся сопоставимыми с доходами гос. бюджета, страна теряет даже теоретическую возможность его погашения, оказываясь в полной зависимости от кредиторов. Под их давлением страны, попавшие в "долговую ловушку", отдают формирование своей экономической политики на откуп МВФ. Их экономическое пространство полностью открывается для использования транснациональным капиталом, а национального дохода и расходы государства распределяются с учетом приоритета интересов иностранных кредиторов. Государственная власть в такой стране становится контролируемой извне администрацией, обслуживающей интересы транснационального капитала. Идя на демонтаж суверенитета в торговой и финансовой политике, государство лишается инструментов стимулирования экономического роста и регулирования экономики в целях повышения ее конкурентоспособности, инвестиционной и инновационной активности...

Преодоление...огромного технологического разрыва между ядром и периферией требует от развивающихся стран усилий по повышению конкурентоспособности отраслей с высокой добавленной стоимостью, что невозможно без государственного стимулирования. Вместе с тем в условиях научно-технической революции отгораживаться от остального мира бесперспективно. Экономическая деятельность--как и научно-техническая, образовательная, культурная--ведутся сегодня в мировом масштабе... Чрезмерный протекционизм в экономиуке, как и в науке, образовании, как никогда чреват отсталостью и утратой сравнительных преимуществ. Национальные интересы каждой страны диктуют выбор собственных приоритетов международного сотрудничества. Стран, претендующие на самостоятельное развитие,, удерживают процессы открытия национальных рынков, привлечения иностранного капитала, международной кооперации под национальным контролем. При этом у каждого государства есть возможности...существенно корректировать правила глобальной конкуренции на внутреннем рынке в интересах ее граждан так, чтобы привлечение транснационального капитала не противоречило национальным интересам и способствовало экономическому росту. Методы такой корректировки известны. Это национальный контроль над природными ресурсами и ключевыми отраслями экономики; защита внутреннего рынка и интересов отечественных товаропроизводителей на внешнем рынке; ограничение иностранных инвестиций в жизненно важных для национальных интересов сферах; предотвращение финансовых спекуляций; проведение активного стимулирования НТП и инвестиционной активности; государственная монополия на контроль за денежной системой и управление эмиссионным доходом; эффективный валютный контроль. Это, наконец, выращивание предприятий, конкурентоспособных на мировом рынке и выполняющих роль "локомотивов" роста. При этом, чем больше национальная элита страны осознает конкурентные преимущества своей экономики и свои национальные интересы, тем больше возможностей для эффективного использования международной кооперации в интересах собственного развития.

Стратегия прорыва

Для России неприемлемо положение периферийной страны--сырьевого и технологического придатка ядра мировой экономической системы. Стратегии стран "золотого миллиарда" мы можем и должны должны противопоставить свою стратегию долгосрочного экономического развития, реализующую национальные конкурентные преимущества для возвращения в число лидеров мировой экономики. Россия еще обладает конкурентными преимуществами, оставляющими шанс прекратить тенденции деградации и прорваться к траектории быстрого и устойчивого развития. Наиболее важные из них: высокий уровень образования и глубокие духовные традиции народа, богатые природные ресурсы, огромная территория и емкий внутренний рынок, квалифицированные трудовые ресурсы, высокая склонность населения к сбережениям, развитый научно-промышленный потенциал. Для их реализации и обеспечения на этой основе социально-экономического развития нужна государственная политика, отвечающая национальным интересам. При выборе приоритетных направлений необходимо учитывать закономерности современного экономического развития. Основной источник современного экономического роста, значение которого в новом столетии усилится,--научно-технический прогресс и связанные с ним факторы: интеллектуально-образовательный потенциал, уровень развития науки, инновационная активность. Производство и удержание интеллектуальной ренты становится... решающим фактором глобальной конкурентоспособности. Другая закономерность современного экономического развития--его неравномерность, связанная с последовательным замещением… технологических укладов. Каждый структурный кризис мировой экономики, сопровождающий процесс замещения доминирующих технологических укладов, открывает новые возможности экономического подъема. Страны, лидировавшие в предшествующий период, сталкиваются с обесценением капитала и квалификации занятых в отраслях устаревающего технологического уклада, в то же время страны, успевшие создать заделы в формировании систем нового технологического уклада, становятся центрами притяжения капитала... Каждая смена доминирующих технологических укладов сопровождается …изменением состава преуспевающих стран, стран-лидеров... Доминирующий сегодня технологический уклад начал складываться в целостную воспроизводственную систему в 50-60-е годы и составляет технологическую основу экономического роста после структурного кризиса 70-х годов. Ядро этого технологического уклада образуют электронная промышленность, программное обеспечение, технологии переработки информации, производство средств автоматизации и телекоммуникаций, авиакосмическая промышленность, добыча природного газа и производство продуктов его переработки. Предел его устойчивого роста будет достигнут скорее всего во втором десятилетии следующего века. К этому времени сформируется воспроизводственная система следующего технологического уклада, становление которой происходит в настоящее время. Наиболее вероятными ключевыми факторами нового технологического уклада станут: биотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы. Дальнейшее развитие получат гибкая автоматизация производства, космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, ядерная энергетика. Рост потребления природного газа будет дополнен расширением сферы использования водорода как экологически чистого энергоносителя. Произойдет еще большая интеллектуализация производства, переход к непрерывному инновационному процессу в большинстве отраслей и непрерывному образованию в большинстве профессий. Прогресс в технологиях переработки информации, системах телекоммуникаций, финансовых технологиях повлечет за собой дальнейшую глобализацию экономики, формирование единого мирового рынка товаров, услуг, капитала, труда... НИОКР занимают все больший вес в инвестиционных расходах, превышая в наукоемких отраслях расходы на оборудование и строительство... Постоянно растет доля расходов на науку в ВВП развитых стран, достигнув во многих из них 3% ВВП. Причем эти расходы в среднем на 35-40%--государственные. Значение государственного стимулирования НТП определяется свойствами инновационных процессов: высоким риском, зависимостью от степени развития научной среды и информационной инфраструктуры, значительной капиталоемкостью научных исследований и т.д. Поэтому успех в глобальной конкуренции тех или иных фирм напрямую связан с государственной научно-технической политикой стран их базирования. Среди пятисот наиболее успешных фирм, действующих на мировом рынке, 218 американских, 155 - европейских, 76 - японских. К сожалению, ни одна российская компания к их числу не относятся.

...Сегодня можно назвать основные приоритетные направления экономической политики государства, реализация которых обеспечит устойчивый и долгосрочный экономический рост: обновление парка гражданской авиации на основе организации массового выпуска отечественных самолетов новых поколений; производство электронно-вычислительной техники; программного обеспечения, развитие космических технологий, современных средств гибкой автоматизации; широкое внедрение микроэлектронных технологий, позволяющих резко поднять конкурентоспособность и эффективность отечественного машиностроения; опережающее развитие биотехнологий, резко поднимающих эффективность агропромышленного комплекса, медицинской промышленности и здравоохранения; обновление оборудования электростанций, износ которых приближается к критическим пределам; развитие ядерной энергетики, повышение безопасности атомных электростанций; внедрение передовых технологий промышленной переработки и использования природного газа; расширение жилищного строительства и реконструкция инженерных сетей в городах с использованием современных технологий; развитие информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптико-волоконной связи, сотовой связи в городах; модернизация непроизводственной сферы на основе современного отечественного оборудования (диагностические приборы для медицины, вычислительная техника для системы образования и т.д.); оздоровление окружающей среды на основе современных экологически чистых технологий. Наращивание конкурентных преимуществ российской экономики... требует от государства активной политики их поддержки и стимулирования в виде системы мер структурной, промышленной, налоговой, денежно-кредитной и внешнеторговой политики.

Должны быть:

созданы институты развития для привлечения инвестиций в производственную сферу под государственные гарантии, а также кредитных ресурсов государственных банков, сформированы каналы рефинансирования производственных инвестиций с участием Центрального банка;

приняты действенные меры по пресечению нелегального вывоза капитала;

сформированы процедуры выбора и механизмов реализации приоритетов структурной перестройки...на основе опережающего развития нового технологического уклада;...

проводиться всемерное стимулирование НТП, включая обеспечение установленных законом нормативов бюджетного финансирования научных исследований, освобождение расходов предприятий на НИОКР от налогообложения, использование государственных целевых научно-технических программ;

создана современная информационная инфраструктура научно-исследовательской и предпринимательской деятельности;

обеспечена эффективная защита интеллектуальной собственности, поддержка импорта новых технологий и защита российской интеллектуальной собственности за рубежом.

Необходимо перекрытие каналов нелегальной конвертации валюты для вывоза капитала и последующей спекуляций против рубля на основе предварительного декларирования неторговых валютообменных операций не менее чем за полгода.

Необходима дедолларизация российской экономики и расширение использования рубля во внешнеторговых расчетах, что укреплять национальную валюты.

Россия может войти в новую историческую эпоху как ведущая мировая держава. Наша страна---признанный лидер в сфере культуры, науки, духовности. Она сохранила научно-технический потенциал--ей вполне по силам ведущая роль в формировании новых условий международного экономического устройства. Именно Россия способна заложить основы такого мирового порядка, при котором экономическая эффективность сочеталась бы с социальной справедливостью, а тенденции глобализации работали бы не на воспроизводство хаоса, а на устойчивое социально-экономическое развитие всех стран. Будучи первопроходцами в области разработки и реализации долгосрочных программ развития, мы могли бы задавать тон прогнозированию глобального экономического развития, поиску и определению важнейших угроз и разработке мер по их устранению…

         Назад

Hosted by uCoz