Прогноз
врутриполитической ситуации на 2005 год
А.Захаркин
Принятие ряда ультралиберальных законов в 2004 году предопределяет развитие внутриполитической ситуации в РФ в 2005 году. С нарушением всех регламентных н в самом конце весенней сессии были приняты пакеты законов "О монетизации льгот...", "О Рынке доступного жилья.. .",законы "О изменениях в законе о статусе военнослужащих.. .","О льготах для госслужащих". Каждый из них в отдельности мо взорвать социальную ситуацию в стране, принятые вместе (вступают в силу с 1.01.2005 гю) они ввергнут страну в катаклизмы, которых не было уже много десятилетий. Так, пакет законов"О монетизации льгот"- это комплексные изменения в 159 законах о трудовых отношениях и социальных льготах. Этот законопроект с двойным дном. На поверхности "монетизация натуральных льгот". В РФ на момент его принятия было 34 млн. человек, имевших натуральные льготы, из них 30 млн. в результате лишаются всех льгот, из оставшихся 4 млн. 90% становятся региональными льготниками. Выплаты им должны производиться из бюджетов субъектов РФ. При этом уже в рамках имевшихся обязательств значительно меньшее число региональных льготников не удавалось обеспечить в большинстве субъектов РФ. Кроме того, в рамках пакета произошло перераспределение налоговых потоков. Навесив на регионы несколько млн. льготников, правительство отобрало у них большую часть денежных средств, замкнув их на себя.Натуральные льготы оценивались в сумме 3 триллионов рублей в год, монетизировано 192 млрд. рублей. В результате 30 млн. нуждающихся граждан лишились очень важной социальной помощи. Подавляющее число из 4 млн. оставшихся льготников также не смогут ничего получить- средств выплачивать им денежные компенсации в региональных бюджетах нет. "Второе дно" пакета "о монетизации..." это трудовые отношения. Положение рабочих, крестьян и бюджетников этот пакет сильно ухудшает.Так, изменения принятые в пакете, ликвидируют и без того урезанные социальные гарантии нового, принятого лишь два назад КЗОТа. Ликвидированы все северные надбавки и коофициенты, законодательное понятие минимального прожиточного минимума и потребительской корзины. Выхолощено положение о минимальном размере оплаты труда(МРОТ). От него осталась лишь декларация, что в РФ МРОТ есть, но законодательный порядок его исчисления индексации упразднён. Это неизбежно приведёт к сокращению зарплат, как в остатках госсектора, так и частного сектора. При том что инфляция увеличивается , растут долги по зарплате, а пакет "о рынке доступного жилья" предусмотривает рост расходов на жилье. Помимо увеличения тарифов за найм жилья предусмотрено увеличение тарифов за коммунальные услуги и электричество в размере 500 млрд. рублей в год, при том что фонд зарплаты в 2004 году составляет 4 триллиона рублей и в 2005 году будет меньше Пакет"о рынке доступного жилья" не менее опасен. Он включает в себя законы о увеличении тарифов за найм жилья, и за коммунальные услуги, о чём было сказано выше, законы об ипотеке, о приобретении жилья, градостроительный и гражданский жилищный кодексы, законы о жилищно-накопительных кооперативах. Градостроительный кодекс был подвергнут уничтожающей критике со стороны архитектурного сообщества и строителей, но их игнорировали. По нему можно покупать землю под застройку вместе с жилыми домами и живущими в них людьми. Ликвидируется какой-либо контроль за проектированием зданий и качеством их постройки, а также экологическими проектами. Законы о жилищно-накопительных кооперативах открывают широкое поле для аферистов всех мастей и события, подобные кризисам, подобным "МММ",'Тибета","Чара-Банка","Хопер-Ипвеста" станут происходить столь же часто, что и в начале девяностых годов. Жилищный гражданский кодекс создаёт не менее широкое поле деятельности для мошенников и в результате узаконенных квартирных афер, десятки, если не сотни тысяч людей могут оказаться на улице. В нём заложены законодательные противоречия, которые приведут ко множеству конфликтов при эксплуатации жилья. Ипотека, столь рекламируемая в последние пятнадцать лет на самом деле станет ловушкой для граждан со средними доходами, в результате которой большинство из них не сможет исполнять на протяжении длительного времени свои кабальные обязательства, в результате потеряет все деньги и будет выселена из своих новых квартир в коечно-казарменный фонд. Красной нитью через все 29 законов пакета проходит правило выселения. Выселяются из своего отдельного жилья и малоимущие, если они не смогут платить взвинченные квартплату и тарифы в течении шести месяцев. Выселяются в коечно-казарменный фонд владельцы приватизированного жилья, если они не смогут платить налог на имущество, размеры которого непонятны даже разработчикам, и всё те же взвинченные коммунальные тарифы. Выселяются неудачники ипотечной лотереи, если они в течении одного-двух месяцев не смогут выплачивать ежемесячный взнос. При этом уже ранее выплаченные деньги ими практически теряются. Фактически между июнем и августом 2005 года лишатся своего жилья сотни тысяч, возможно и миллионы людей. Все они будут отправлены в коечно-казарменный фонд, всяком случае власть действует очень целеустремлённо и скорей всего, не представляя всех последствий, попытается начать массовые выселения, что вызовет массовое сопротивление людей. Принятие закона"о изменениях в законе о статусе военнослужащих..." предусматривает выселение семей отставных военнослужащих из квартир, принадлежащих Минобороны. В своё время они увольнялись со службы по выслуге л ет по сокращению, и с 1994 г. по ранению и должны были получать жильё вместо служебного. Своих обязательств после 1991 года администрации Ельцина и Путина не выполняли. Людям некуда было выезжать и они оставались в служебных квартирах. По действовавшим до принятия законам их нельзя было выселить из служебных квартир, не предоставив другого жилья. Принятый закон предусматривает выселение этих семей. Выселение в никуда. В 2004 году таких семей было по некоторым данным 196000. Всего оказаться на улице должно около 1 миллиона человек.На фоне целенаправленных мер по ограблению всего народа, будто чтобы разозлить граждан, власть продавила закон, предусматривающий многократное повышение зарплат высшим гражданским чиновникам. Для них так же введена система натуральных льгот Эти блага получили чиновники от заместителя начальника департамета. Параллельно с лишением льгот, социальных гарантий и неизбежным обнищанием народа правящий режим лишил его цивилизованных возможностей протеста. В весеннюю сессию, с подачи президента и правительства, думская фракция партии "Единая Россия" продавила законы "О референдуме.. .","0 митингах и демонстрациях.. .","0 политических партиях" и ряд других. В результате подавляющее большинство граждан оказывается в очень сложной ситуации. Многие на грани выжывания, но легально выразить свой протест им уже нельзя. Такое положение приведёт скорее всего к резкому обострению внутриполитической ситуации. К середине года- июлю-началу августа возможны массовые, несанкционированные выступления, попытки властей воспрепятствовать им и столкновения с демонстрантами. К осени могут достигнуть маштабов, больших чем в 1 году. В оценке развития ситуации нельзя не учитывать такие факторы, как высокую вероятность техногенных катастроф, в частности на гидротехнических сооружениях. К примеру, очень серьёзное положение складывается на Саяно-Шушенской ГЭС. Там образовались трещины в теле плотины. В случае прорыва воды может, по оценкам специалистов, погибнуть до полумиллиона человек. Во всяком случае, в неофициальных разговорах некоторые специалисты не исключают возможность такой катастрофы. Возможны и другие техногенные катастрофы- состояние всего оборудования п. большинство сооружений и систем исчерпали не только номинальный, но и теоритический ресурс. На развитие событий могут повлиять события на юге страны. Несмотря на больших бандформирований, бандитам в Чечне и за её пределами удаётся совершать масштабные операции. Так, по некоторым оценкам в нападении на Ингушетию учавствовали от 300 до 500 боевиков, встречались цифры в 150 0 бандитов, что маловероятно, но и 500 человек- это серьёзно. События ночи 22 июня и 1-3 сен года показали что война опять вышла за пределы Чечни и высшее руководство состоянии адекватно ответить на этот вызов. Наблюдаются всё более и более заметные признаки обострения обстановки как на Северном Кавказе, так и в мусульманских регионах Поволжья- Татарстане и Башкоторстане. Там эмиссары транснациональных террористических структур,т.н. сеть "Аль-Каида" создают псевдорелигиозное подполье, активно выдавливают местное мусульманское духовенство, стараясь насадить среди мусульман ваххабизм.Более того, им удаётся формировать ячейки в среде не мусульман, обращая в ваххабизм молодых людей - славян. К примеру, в Ульяновске раскрыта подпольная сеть, насчитывающая 80 человек, молодых людей, русских, чувашей, мордвин. Совершенно очевидно, что за этими псевдомусульманскими террористическими структурами стоят не только Саудовская Аравия и страны Персидского залива , но и США и Великобритания.Теракты, с которыми власть не справляется, жестокий прессинг, оказываемый как на русскоязычное население юга России, так и на народы, исповедующие ислам, несомненно сыграет свою роль при обострении общей внутриполитической обстановки в России.
Необходимо признать что надвигающийся кризис спровоцирован неспособностью госэлиты, институтов власти и политических партий, порождённых событиями 1991 года, объективно оценить складывающуюся обстановку и принять меры к его paзpeшению.В России системный кризис управления. Государство, сложившееся в резуль-распада СССР в 1991 году, почти полностью исчерпало ресурсы внутриполити развития. Налицо признаки паралича управления, вслед за которым последует экономический коллапс(нефтедоллары идут мимо страны) и, возможно, распад государства. Верхи не могут управлять страной, низы, если принятые в 2004 году законы будут претворяться в жизнь, не смогут дальше жить в рамках существующей системы. Необходимо констатировать, что в РФ нет организованной, оформившейся cилы, способной взять на себя инициативу в преодолении кризиса.Администрация президента, правительство, федеральное собрание поражено некомпетентностью, непрофессиональностью, сверху до низу. Попадая в кризисную ситуацию, чиновники теряются, ждут указаний сверху, ничего не делают. Так ведет себя большинство чиновников, включая президента. Обстановка в силовых структурах не лучше. За последние 15 лет из армии, МВД, и спецслужб оказались вымыты энергичные, решительные люди, способные на рискованные решения. Значительная часть генералитета - люди"ельцинского призыва", тогда главной была лояльность к Ельцину, а не профессионализм. Положение в офицерском корпусе, пожалуй, чуть получше, но военные проиграли от реформ и от тех новаций, что будут в 2005 году, проиграют ещё больше. В ситуациях широкомасштабного внутриполитического противостояния у них нет никаких мотиваций рисковать жизнью ради поддержания сложившегося статус-кво. Более того. Можно предположить, что в некоторых регионах именно офицеры, как отставные, так и действующие, могут оказаться в числе недовольных, даже принять участие в протестах. "Новые либеральные реформы" ударят по ним наиболее сильно. Принятые законы лишают их льгот, гарантий соцзащиты. Выселение сотен тысяч военных пенсионеров в пустоту - беспрецендентньтй вызов не только им, но и проходящим службу. Прибавки к жалованию явно не покроют грядущих убытков.
Наиболее мощная на сегодняшний день партия "Единая Россия" к осени 2004 года достигла зенита могущества и влияния, однако процесс её распада начался почти сразу же. Месяц назад из думской фракции "ЕдРо" и партии вышел первый депутат. Недавно произошёл первый раскол в Ульяновской организации "ЕдРо", вызванный отказом верхушки партии поддержать на губернаторских выборах генерала Шаманова. Несмотря на то, что "отступников" на этот раз удалось нейтрализовать, итог конфликта очень плохой для правящей партии. Шаманов, член политсовета партии, публично сдал патбилет и назвал "ЕдРо" сборищем приспособленцев. Несмотря на неудачу в Ульяновской области, он популярен в стране и в армии. Ульяновский инциндент- первая ласточка, своеобразный пролог развала "ЕдРо". Надо признать, что "Единая Россия" - это партия начальников. Сколько бы ни согнали в неё людей, проку от них мало. Если ситуация обострится и люди начнут предъявлять претензии единороссам за протаскивание через Думу антисоциальных пакетов, партия сравнительно быстро развалится. Другие политические партие не только меньше, но и, что важно, эфемерны, несмотря на то, что, к примеру, в Российской Партии Жизни числится 81900 членов она исчезла с политической арены после выборов, то же относится к большинству других партий, как левых , так и правых. Партийная жизнь оживляется только во время выборных кампаний.Вторая по численности и влиянию в стране партия - КПРФ. В ней состоит порядка 280000 членов, парторганизации есть во всех регионах страны, однако руководство партии плохо представляет себе ситуацию в стране. Создаётся впечатление, что верхушка КПРФ мало интересуется событиями в стране и в партии. У ЦК КПРФ нет чётких программ политической борьбы ни на 2005 год, ни вообще. Главный лозунг - проведение референдума. При том что по новому закону"о референдуме" его организовать практически нельзя. Мало того - КПРФ не готова и не готовится к предстоящим событиям. Необходимо констатировать, что в России в настоящее время нет политической партии, политических деятелей, имеющих достаточное влияние для лидерства. Нет и деятелей(из числа известных фигур), которые могли бы быстро приобрести политический вес и стать общенациональными лидерами. Несмотря на это эскалация внутренних конфликтов в РФ видимо неизбежна, а недостаток лидеров постепенно сформирует новую генерацию политиков. Они есть, но никто ещё их не знает, Лидерами новых партий станут новые люди, которых выдвинут предстоящие события. Выскажите ваше мнение на форуме |