Главная                      Новости                     Статьи                      Архив

КОНТРГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПОСТСОВРЕМЕННОСТИ?

42 вопроса о миссии России в цивилизации постсовременности

1. За пределами болевого порога: рождение Мировой культуры?

В начале 70 гг. западные социологи предполагали, что информационная революция автоматически приведет к сокращению рабочего времени людей и главной проблемой будет общество досуга, в рамках которого люди будут искать и пользоваться все новыми формами отдыха и рекреации. Жизнь показала ошибочной подобной буржуазной утопии. Сегодня люди работают больше и интенсивнее, нежели в 70 гг. В поезде можно видеть людей с портативными компьютерами, в автобусах междугороднего сообщения деловые люди изучают досье. Даже французский (во Франции существует традиционное неприятие компьютерных новаций) служащий в течение рабочего дня получает 190 сообщений, то есть по 2,5 сообщения в минуту! Интенсификация работы приводит к тому, что 60 % так называемого свободного времени люди тратят на восстановление сил и стремятся избавиться от стресса, который в условиях постсовременности занял место физической усталости трудящихся начала ХХ в.

В постсовременности работники имеют дело с быстродействующими компьютерами., которые подгоняют ритм работы. Сами фирмы нуждаются в ускоренном ритме работы - с этим связан успех на финансовом рынке. Во Франции 20 % работников трудятся в спешке, а 60 % боятся сделать ошибку, которая приведет к увольнению (в 1991 г. число опасающихся увольнения из-за ошибки было 47 %). 30 % служащих имеют напряженные отношения с начальством, в сфере интеллектуальной деятельности и образования число конфликтующих доходит до 40 %. В результате, 37 % работников не имеют интереса к работе (в 1991 г. - только 27 %). Служащие все чаще воспринимают себя как солдат, действующих по приказу командования, не имеющих права голоса.

Возникает противоречие между великолепно оснащенными в техническом отношении работниками и социально-экономическим укладом общества. По данным американских газет, в 2001 г. 1 400 000 американцев стали банкротами. Сегодня они живут в долг по кредитным картам по принципу “если нет денег, это не значит, что я не могу покупать дорогие вещи” - в результате вся экономика становится накачанной неоплаченными долговыми обязательствами. Социальное неравенство представляет собой глобальную проблему постсовременности. В начале постсовременности об этом говорили открыто.

В докладе К. Аннана от 3 апреля 2000 г. “Обеспечение устойчивости Земли в новом Миллениуме” вопрошается как половина человечества, не имеющая телефона и телевизора может участвовать в глобализации?

Заметим, что журнал издается фондом под руководством Д. Киркпатрик - крайне правым экологическим движением. Очевидно, что верная постановка вопроса еще не гарантирует верного ответа. И действительно, обычно дается ответ в духе сокращения населения - вместо Бэби-Бума предполагается сокращение населения.

Очевидно, что информационное общество автоматически не создает справедливые общественные отношения, но скорее создаст условия для организации мирового концентрационного лагеря в духе антиутопий Хаксли-Оруэлла. Саммит-Миллениум ООН, проведенный в сентябре 2000 г., наводит на многие размышления. Чрезвычайная сессия ООН была сконцентрирована на наиболее болезненных проблемах постсовременности, задевающих каждого человека и каждый народ планеты: глобализация, бедность, эпидемические заболевания (особенно СПИД-ВИЧ), Африка и долги развивающихся стран.

Итак, ООН решила взглянуть на новый Миллениум. Доклад К. Аннана назывался “Мы, народы: роль Объединенных наций в ХXI веке”. Доклад направлен на построение более справедливого и более нравственного мира. В журнале доклад опубликован под рубрикой “Адресуясь к несправедливостям глобализации: запредельный вызов времени” (в тексте - буквально “болевой вызов, за пределами порога”). Аннан полагает необходимым сократить вдвое число людей живущих на один доллар в день к 2015 г., сократить число людей, не имеющих доступа к чистой питьевой воде, сократить разрыв полов в образовательном отношении, дать всем детям общее начальное образование, сократить число ВИЧ-инфицированных в возрасте от 15 до 24 лет на 25 % к 2005 г. и еще на 25 % к 2010 г. Все директивы - основные направления мирового планирования - намечены на 2015 г.

Следующей задачей ООН было объявлено усиление миротворческих операций. Здесь вся миротворческая риторика прикрывала гегемонистские устремления “банды пяти” из англо-американской группировки (США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия). Так, президент Клинтон призвал защищать границы, так же как и народы. В связи с этим он заявил, что Запад поставил два теста: первый касается попытки С. Милошевича завершить ХХ в. этническими чистками. Аналогичный тест для ООН был предпринят в отношении Ирака. С другой стороны, операции ООН в Восточном Тиморе и в Сьера-Леоне окончились неудачей из-за отсутствия необходимых средств. Т. Блер был более откровенен: приветствуя участие британских войск в операциях ООН, он настаивал на более оперативном управлении мобильными частями, не дожидаясь собрания медлительного Совета безопасности ООН. Поэтому руководство войсками ООН должно радикально изменить свое планирование, разведывательную деятельность, привлекать к службе профессиональный военный состав. Очевидно настроение британского руководства на постоянное поддерживание очагов конфликтов и внутренних войн по дугам напряженности: от Боснии и Хорватии до Либерии и Сьерра Леоне.

В 1967 г. папа Павел VI обратился с трибуны ООН к лидерам мира с призывом открыть новую эру в международных отношениях посредством признания того, что новым названием для мира является развитие. Совершенно в духе этого выступления прозвучало заявление ВВ. Путина в 2001 г. “Атом для мира”. Поэтому, несмотря на попытки англо-американского блока ввести в мире оруэлловский новый мировой порядок, в целом возникает совершенно иная парадигма отношений между народами. Эту парадигму следует назвать “диалог цивилизаций”, а новым названием для мира становится развитие и образование.

В результате усилий народов и их стремления к диалогу мы присутствуем при рождении Мировой Культуры. Что позволяет нам делать такое заявление? В сравнении с локальными и национальными культурами, Мировая Культура является селективной культурой, предварительно отобранной и отточенной. Эта культура не униформа и она не монолитна в своих форме и содержании.

Культура Мира формируется в диалоге цивилизаций. Диалог предполагает, во-первых, взаимодействие и взаимопроникновение культур и цивилизаций, во-вторых, взаимодействие представителей различных цивилизаций - ученых, артистов и мыслителей, в-третьих, циркуляцию великих цивилизационных книг (философских, литературных, религиозных шедевров).

Вадим Некрасов

(Продолжение следует)

Выскажите свое мнение о статье на форуме!

 

         Назад

Hosted by uCoz