Главная                      Новости                     Статьи                      Архив
 

Глобализация и право на историю

Как правило, в России, говоря о глобализации, на первый план выдвигают угрозу стирания национально-культурных различий, которую она несет с собой. Так, покойный А.С.Панарин в своей фундаментальной работе “Искушение глобализмом” (М., 2000 г.), хотя и не оставляя без внимания иные аспекты этого явления, все-таки сокровенной его серьезностью считает – и это курсивом постулируется на первых же страницах книги – “последовательное отстранение от всех местных интересов, норм и преданий”.

В целом же фиксация именно на этой стороне процесса у нас так велика, что на второй или даже на третий план отходит тот аспект глобализации, который как раз находится в центре внимания зарубежных антиглобалистов – как западных, так и представителей стран мира, еще недавно именовавшегося “третьим”. А именно: быстрое углубление, притом в планетарных масштабах, социально-экономического неравенства, чего сегодня не может отрицать никто. Вот почему о нем говорят уже не только антиглобалисты, но и Дж.Сорос, как раз на этом основании считающий их протест оправданным, и З.Бжезинский в своей последней книге “Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство” (М, 2004 г.), и Ватикан. Более того: недавно скончавшийся Иоанн Павел II, несмотря на его хорошо известный антикоммунизм и не менее хорошо известную роль в разрушении СССР, счел нужным, однако, еще в 1994 году в своем своеобразном письменном интервью итальянскому журналисту Витторию Мессори (позже оформившемся в широко известную книгу “Переступить порог надежды”) уточнить: “Я не склонен слишком упрощать этот вопрос. У того, что мы называем коммунизмом, есть своя история. Это – протест против человеческой несправедливости, протест огромного мира людей труда…”

К сожалению, подход РПЦ к этой сложной проблеме, во всяком случае, подход ее высших иерархов, выступления которых мы и слышим чаще всего, как раз остается весьма упрощенным. А это не могло не наложить отпечаток на восприятие паствы, в том числе и многих пишущих о глобализации православных публицистов, из поля зрения которых, в общем, выпадает вопрос, по ряду признаков грозящий стать едва ли не центральным в наступившем ХХI столетии. И это особенно удивительно в России, где пропасть между богатыми и бедными углубляется со скоростью едва ли не космической, а коэффициент разрыва (недавно была названа цифра 38!) уже приближается к мировому рекорду.

А ведь проблема не сводится только к неравенству жизненных условий и стартовых позиций вступающих в жизнь поколений, только к снятию самых вопиющих проявлений бедности, сколь бы важным это ни было само по себе. Разумеется, прежде всего нужно накормить голодающих, но что дальше? Получат ли они сеть, которой уже сами смогут ловить рыбу, - иными словами, те возможности развития, которые являются единственным подлинным ключом к реальному решению проблемы, а не к благотворительной имитации такого решения? В этом есть, увы, самые серьезные основания сомневаться. Как и в прогнозах авторов “Проекта тысячелетия ООН”, согласно которым к 2015 году более 500 млн. человек в мире смогут выбраться из крайней нищеты – слишком краток срок и слишком велико количество нищих. Между прочим, Всемирный банк, опираясь на свои данные, считает, что такое сокращение бедности России не коснется. И уж тем более невозможно за такой краткий срок создать основательные предпосылки развития. Никаких признаков серьезной работы в этом направлении и не наблюдается. Зато все отчетливее заявляет о себе тенденция “сильных мира сего” дозировать уже не только благотворительную помощь в зависимости от степени лояльности нищих к политическим целям и действиям этих сильных (заявления Пола Вулфовица, недавно назначенного директором Всемирного банка, достаточно красноречивы), но - и это-то, на мой взгляд, образует сокровенное ядро проблемы – самый доступ к развитию.

Значение того, что совершается на протяжении последних 15 лет в России, под этим углом зрения переоценить просто невозможно. Здесь перед нами действительно эталон совершенно нового феномена – или, если угодно, полигон небывалого эксперимента по разворачиванию развития вспять, притом формально мирными средствами, исключительно методами политического, информационного и психологического воздействия. Ведь речь не об Африке, не об одной из вчерашних колоний (иные из которых уже начинают и обходить Россию): нет, перед нами случай стремительного, обвального регресса вчерашней сверхдержавы, по ряду параметров социального, научно-технического и культурного развития занимавшей (что признавалось и международными организациями, и даже ее недругами) не просто передовые, но опережающие лидирующие позиции. Сверхдержавы, крушение которой, собственно, и освободило путь к разворачиванию процесса глобализации в той его уродливой, извращенной и, в перспективе, губительной для человечества форме, который стремительно набирает силу сегодня.

***

Сразу же хочу подчеркнуть: я не считаю плодотворной позицию тотального, абсолютного отрицания самой глобализации как таковой – вернее, считаю такую позицию столь же неплодотворной, хотя морально оправданной и выполняющей важную функцию привлечения внимания к безобразному, жестокому явлению, что и протест луддитов. Однако это лишь первый шаг. А поскольку слово уже приобрело глубоко негативный, отталкивающий оттенок, то я предпочла бы говорить об объединении планетарного человечества, что, на мой взгляд, не только не противоречит самым сокровенным устремлениям русской, да и мировой культуры, но прямо соответствует и отвечает им. В противном случае нам пришлось бы отвергнуть слишком многое – от Достоевского и Девятой симфонии до слов Христа: “…Да будут все едино”. (Ин., 17; 21).

Речь, стало быть, должна идти не о порочности самого замысла, но и о том, что именно тогда, когда для реализации его во многом сложились и политические, и технологические предпосылки, она оказалась направленной в русло, следование по которому неизбежно должно привести человечество к извращению и выхолащиванию самого замысла. И тогда вместо преодоления нынешнего глобального неравенства мы увидим – а первые признаки отчетливо различимы уже сегодня, - торжествующее утверждение новых, еще более жестоких его форм.

В сущности, сейчас, на новом витке времени и при неизмеримо более высоких технических, информационных и политических возможностях как преодоления неравенства, так и дальнейшего его углубления, человечество вновь подошло к той точке, в которой однажды уже оказалось – в эпоху Великих географических открытий, стоя на пороге Нового времени, которое, как писал Стефан Цвейг, “будет мыслить и созидать в иных пространственных категориях”. Цвейг цитирует в этой связи флорентийского гуманиста Полициано, который, воздавая должное первопроходческой роли Португалии, сделал акцент, удивительно актуальный для нашего времени: “Не только шагнула она далеко за столбы Геркулеса и укротила бушующий океан – она восстановила нарушенное дотоле единство обитаемого мира. Какие новые возможности, какие экономические выгоды, какое возвышение знаний, какое подтверждение выводов античной науки, взятых под сомнение и отвергнутых, сулит это нам! Новые страны, новые моря, новые миры (alii mundi) встанут из векового мрака…” (курсив мой – К.М.).

Что же сбылось из всех этих восторженных ожиданий? Экономические выгоды? О, да – для стран, которые мы, пользуясь современной терминологией, могли бы назвать высокоразвитыми и уж, во всяком случае, в военно-техническом отношении неизмеримо превосходившими туземцев. Приращение знаний, в том числе и в области общей истории человечества? Безусловно. Но что касается единства… Ведь ближайшим и крупнейшим следствиями великих открытий явились Конкиста, работорговля и колониальные разделы, что наложило мрачный отпечаток на весь облик Нового времени и роковым образом разрушило многие высокие возможности, рисовавшиеся на его заре. В том числе и главную из них: выравнивание доступа разных народов к развитию и участию в истории. А ведь происходило это уже и в эпоху модерна, писавшего лозунги развития на своем знамени и – не будем упрощать – кое-что и сделавшего на таком пути. Понятие “бремя белого человека” не было только фарисейским прикрытием колониального хищничества, несмотря на все ужасы последнего, иначе на историческую арену позже не выступили поколения европейски образованных, т.е. интеллектуально вооруженных борцов за национальное освобождение. Достаточно назвать имя Ганди или перечесть “Воспоминания” Рабиндраната Тагора.

Но, разумеется, даже и в такой их современной, т.е. единственно эффективной форме, движения эти не добились бы того, чего достигли благодаря возникновению и мощному присутствию в мире на протяжении без малого трех четвертей ХХ века феномена СССР. Его огромный вклад в дело решения центральной для человечества проблемы равного права на развитие еще ждет – и, хочется думать, дождется – своих честных исследователей, без чего искаженной и обрушенной остается вся историография ХХ и не только ХХ века.

Мы же, наблюдая постсоветский ход всемирной истории с очень еще близкого расстояния, уже сегодня можем, тем не менее, констатировать: именно крушение СССР открыло дорогу безальтернативному утверждению проекта пирамидальной глобализации, с богатыми стабильными странами во главе и единственной сверхдержавой на самой вершине пирамиды, с одной стороны, и, как выразился еще более 10 лет назад один из профессоров Принстонского университета, “морем стран-неудачников” – с другой. Иными словами, население планеты уподобляется здесь пассажирам единого корабля, следующего общим курсом, но только одни (меньшинство) плывут на верхней палубе, а масса “неудачников” – в трюме.

“Ad hoc”, т.е. к случаю и по мере надобности, могут появляться также “разваливающиеся страны” (Бжезинский), “страны-изгои” или, согласно введенной госсекретарем США Кондолизой Райс корректировке термина, “аванпосты тирании”. Ими могут становиться те же “неудачники”, но, как уже показал краткий, но насыщенный событиями период (последнее десятилетие ХХ – начало ХХI века), чаще эта роль отводится как раз тем странам и народам, которые добились ощутимых успехов именно на пути модернизации, лидеры которых в своих действиях и манере правления как раз подражали лидерам соответствующих эпох западной истории и потому были названы диктаторами (словно таковыми не были Кромвель, Робеспьер, Наполеон или даже Бисмарк), но которые сами по себе недостаточно сильны и крупны, чтобы в одиночку бросить вызов пирамидальной глобализации. А также – набирающей вместе с ней силу самой, быть может, страшной тенденции наступившего тысячелетия: присвоенному себе Западом, чьей персонификацией выступают США, права на селекцию стран и народов в соответствии со своими и только своими критериями должного и недолжного, правильного и неправильного. Совсем недавно президент Буш отлил это в формулу “глобальной демократической революции”, что представляет собой прямую узурпацию важнейшей сферы человеческой деятельности - исторического целеполагания. Ни о каком диалоге цивилизаций, несмотря на модную формулу политкорректности, на тех уровнях, где принимаются планетарно значимые политические решения, речи, стало быть, больше нет. Затененную же сторону вопроса еще в конце 70-х годов с высокой степенью откровенности обозначила группа американских военных высокого ранга.

Определяя главные положения стратегии США на пороге наступающей новой эпохи, не скрывая, что планета стоит перед “мрачной перспективой”, они прямо заявляли: “Это будет мир, где силой и только силой можно будет обеспечить неравное распределение ресурсов, которых не хватает”. (Курсив мой – К.М.).

Выводы напрашивались сами собой, но покуда существовали две сверхдержавы и стратегический паритет между ними, оставалось ждать своего часа, напряженно работая на его приближение.

И вот этот вожделенный час настал. Первый звонок прозвучал во время войны в Заливе еще в бытность доживавшего свой последний год СССР. Но СССР был уже не тот, что и показало его голосование в СБ за резолюцию №678, допускавшую использование силы против Ирака. Страница была перевернута, а путь к выстраиванию пирамиды нового миропорядка открыт.

Война в Заливе стала вехой в новейшей, да и всей мировой истории, ибо впервые в таких масштабах, притом еще и с санкции международного сообщества сверхдержава – по сути, теперь единственная на планете – использовала свой многократно превосходящий военно-технологический потенциал не просто для разгрома политического противника и закрепления своих позиций в богатейшем нефтью регионе, но и для разрушения созданного одной из бывших колониальных стран весьма уже крепкого потенциала развития. Образно говоря, было с вызовом продемонстрировано, что любую из них можно легко, одним толчком, сбросить на дно, словно жучка, ценою изнурительных усилий, подбирающегося к верхушке стакана. И что, используя инструментарий блокад и санкций, можно оставить ее на этом дне навсегда, погрузив в перманентную ситуацию недоразвития и не допуская того восстановления экономики и нормальной социальной жизни, которое, как известно, всегда происходило даже после самых разрушительных войн.

Более того: война в Заливе показала, что у всех на глазах стоящий на самом верху пирамиды дирижер формирует принципиально новый тип военно-политического воздействия, на остальное человечество, позволяющее ему манипулировать историческим временем (“встать у шарнира” которого мечтал еще Гитлер). То есть – пользуясь своим военно-технологическим и экономическим превосходством, а также небывалой до сих пор правовой и нравственной бесконтрольностью искусственно моделировать те цивилизационные разрывы, которые существовали между европейцами и туземцами во времена Конкисты и первых колониальных разделов.

Иными словами, справедливо будет говорить даже не о контр-модерне (довольно популярная сегодня формула), но именно о создании пучка развернутого вспять исторического времени. Или, если угодно, его петли, своего рода аркана, которым можно будет отлавливать те или иные страны, занесенные в проскрипционные списки.

Годы, прошедшие после войны в Заливе и вместившие в себя ряд знаковых событий и явлений (в этом ряду – агрессия НАТО на Балканах и разрушение СФРЮ, что означало выход новой стратегии за пределы собственно “третьего мира”: карательная акция США против Афганистана, приведшая к многократному расширению площадей, занятых опийным маком, и стремительному росту производства героина, прогрессирующее ослабление России, позволившее Бжезинскому не без оснований констатировать в своей последней книге, что Россия больше не является участником гонки за лидерство), подготовили новый качественный скачок. Его обозначила новая война в Ираке, на сей раз развязанная уже без каких-либо разрешений со стороны СБ ООН. Тем самым ООН очевидным образом почти утратила свой статус сообщества равноправных и равнодостойных наций, каковым она была, по крайней мере, в замысле.

Клуб же “избранных” и в первую очередь США показали, что теперь они могут на практически необозримый срок полностью закрывать “изгоям” и “неудачникам” доступ к новым технологиям, пропагандистски раскачивая тему ОМУ и международного терроризма.

* * *

В этой связи стоит хотя бы вкратце напомнить о событиях 1998 года, когда ядерные испытания произвела Индия, а тотчас вслед за ней Пакистан. В США это возымело вот уж действительно эффект разорвавшейся бомбы: последовал соответствующий разбор полетов – т.е. выяснение того, кто “пропустил”, “просмотрел” и т.д. Однако на пресс-конференции ЦРУ по итогам этого расследования было трезво отмечено, что даже если бы развединформация поступила вовремя, американцам вряд ли бы удалось удержать Индию, а вслед за ней Пакистан от ядерных испытаний. И впрямь речь шла о принципе. Тогдашний премьер-министр Индии, Варжпаи, заявил, выступая в парламенте страны: “Это Индии положено, это право одной шестой части человечества”.

Пилюлю пришлось проглотить, ибо ни санкции, ни блицкриг не объявляют миллиарду человек, к тому же вдохновляемых идеей своего права.

Однако выводы были сделаны: такого права за новобранцами технического прогресса в принципе признавать не собирались. А потому ближайшим следствием полученного урока и явилось возведение проблемы ОМУ на качественно новый уровень. Отныне, а особенно после даты-символа, 11 сентября, преступлением, заслуживающим жестокого возмездия и военного удара, стала считаться сама попытка (притом недоказанная, что и показали события в Ираке) обзавестись таковым. А подобной попыткой теперь можно было счесть любые исследования в области ядерных – и не только – технологий. Никакая лояльность по отношению к существующим международным соглашениям и институтам в области ядерного контроля уже не спасает, и в этом суть общезначимой для мира коллизии, развивающейся ныне вокруг Ирана.

Ведь Иран, как напомнил недавно один из высших чиновников иранского МИДа, - единственная ближневосточная страна, присоединившаяся ко всем существующим международным соглашениям по разоружению и нераспространению ядерного оружия. “В то же время, - подчеркнул он, - Иран – единственное государство, практически лишенное возможности пользоваться теми преимуществами, которые дает подписание соответствующих документов. Прежде всего речь идет о принципиально неотъемлемом праве применять ядерную энергию, а также химические и биологические вещества в мирных целях”.

Ситуация выглядит особенно вопиющей на фоне того режима особого благоприятствования, которым пользуется Израиль, по сути. Первым взломавший двери закрытого ядерного клуба. Напротив, США и союзники Израиля в Европе (о чем напоминает в своем “Выборе” и Бжезинский) не только не препятствовали ему, но даже и помогали в разработке израильской ядерной программы. А такая разработка началась еще в 1952 году, т.е. вся поддержка оказывалась в формате и в дальним целях “холодной войны”. В 1981 году именно Израиль первые взял на себя инициативу прямого вмешательства в соответствующие программы других стран, нанеся воздушный удар по иракскому атомному реактору в Ошраке – “с целью предотвратить перспективу появления у Ирака ядерного потенциала”.

Теперь этот прецедент лег в основание стратегической доктрины могущественной сверхдержавы, руки которой развязаны для действий в любой точке мира, где она может не опасаться сколько-нибудь соразмерного противодействия, что, в свой череда, повышает значимость предотвращения. Страны же делятся, условно говоря, на “вменяемые” и “невменяемые” – или, выражаясь мягче, совершеннолетние и несовершеннолетние; а последним, как известно, оружие в руки лучше не давать. Только так и можно истолковать слова вице-президента США Дика Чейни, согласно которому “Израиль действительно не та страна, от которой можно ожидать спокойного и безропотного созерцания того, как в Иране идет распространение”.

Может быть, здесь содержится хоть минимум осуждения в адрес Израиля? Ничуть не бывало. Если что и содержится, то весьма прозрачный намек на возможную инициативу Израиля, сходную с той, что уже была проявлена им при ударе по Ошраку, при этом, однако, вся тяжесть давления и недвусмысленных угрозы приходится на Иран. Лозунг “глобальной демократической революции” едва вуалирует геополитические цели такого давления – взятие вслед за “Большим, Средним (или Ближним) Востоком”, под контроль, в том числе и военный, энергоресурсного региона “Большой Центральной Азии”, от Каспия до Китая, чего не скрывают и западные, в том числе американские эксперты. В жертву же в очередной раз приносится “творческий потенциал” целого народа, как высказался недавно посол Ирана в РФ.

Безропотное принятие международным сообществом и этой жертвы будет означать новый шаг к утверждению господства идеологии глобального неравенства в наступившем тысячелетии. А потому, думается мне, оценивать любую действующую в мире серьезную политическую силу – будь то страна, партия или конфессиональная организация – мы вправе именно с позиции их стремления к способности противостоять именно этой, самой страшной тенденции глобализма. Сегодня Россия, на уровне ее властных и религиозных институтов, да и большей части общественного мнения, к сожалению, в целом покорно следует за тенденцией. И это при том, что она сама все стремительнее превращается в микромодель вспарываемой неравенством планеты! Конечно, по крайней мере в том, что касается общественного мнения, здесь во многом еще сказывается инерция ощущения себя гражданами сверхдержавы, надежно защищенной от каких-либо посягательств на ее права. Что, мол, общего может быть между судьбой Ирака, Югославии или Ирана – и России? Между тем, даже и для такого эгоистического самоуспокоения оснований остается все меньше.

Да, конечно, Россия все еще обладает крупным военным и научно-техническим потенциалом – остатком советского наследия, но тень ядерного контроля ощутимо начинает нависать и над ней. Даже не вдаваясь глубоко в тайны “Братиславского саммита”, нечто, весьма малоутешительное для нее можно заключить хотя бы из того, что там России было предложено позаботиться о безопасности хранилищ имеющегося у нее оружия – это было специально оговорено в Братиславе.

Все более бдительно выверяются формы и содержание ее военно-технологического сотрудничества с другими странами (а в случае Бушера речь идет уже и о подконтрольности исследований в области мирного атома). И между тем как США уходят в военно-технологический отрыв от всего остального мира, Россия по многим параметрам откровенно слабеет и даже деградирует, что, разумеется, не остается незамеченным и соответствующим образом учитывается в глобальных проектах ХХI века.

В этих обстоятельствах бессмысленно спрашивать, по ком звонит колокол: не выступив принципиально против селекции человечества на “избранных” и “изгоев”, чего, казалось, позволяли ожидать от нее и прежде сыгранная ею духовно-историческая роль, и ее реальный потенциал, она, не исключено, подготовила и для себя место в ряду “стран-неудачников”.

Сосредотачивать же внимание исключительно на защите “местных интересов, норм и преданий”, изымая эту саму по себе важную задачу из общей перспективы развития, - значит, по моему глубокому убеждению, открывать дорогу к созданию (в том числе и в России) своего рода этнографических заповедников. Но вот это-то как раз не только не противоречит идеологии глобального неравенства, но, напротив, может служить реализации сокровенного ее замысла: узурпации “избранными” самого права на историю.

К.Г.Мяло

                  Назад

Hosted by uCoz