Виктор
АКСЮЧИЦ НЕГЛОБАЛЬНОСТЬ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (тезисы) Понятие «глобализация» наделяется разными смыслами, в зависимости от того, обозначает ли оно объективные планетарные процессы, либо отражает субъективное отношение к ним со стороны задействованных субъектов мировой арены. Объективные глобальные процессы. Прежде всего, глобализацией именуется всеобщее распространение цивилизационных, культурных, социальных, экономических, политических, технологических, финансовых, информационных форм западной цивилизации. Как и во всяком явлении, в нем есть положительные и отрицательные стороны. Глобалистская и антиглобалистская идеология. В качестве реакции на глобализационные процессы формируется идеология глобализации. Для одних она наполнена положительным пафосом – выражает современные формы цивилизационного энтузиазма, который навязывает человечеству унифицированные ценности и формы жизни. Для других глобализация оказывается новой формой мирового зла. При этом нередко мистифицируются и демонизируются реальные процессы и субъекты, которым приписываются мифические значения и функции. Глобализация как экспансия нового мирового порядка. На глобализационных тенденциях паразитируют влиятельные планетарные силы. Катастрофические вызовы глобализации обостряют старые и ставят новые проблемы выживания человечества, сохранения жизни на Земле. Проблемы плацдарма глобализации. Все глобальные угрозы эпохи распространяются и на страны золотого миллиарда, и на США. Но помимо этого, в эпицентре глобализации возникают собственные проблемы. Демографический взрыв. Беспрецедентный рост населения Земли при невозможности обеспечить всех условиями выживания, питания, здоровья, образования. Мировые лидеры не способны предложить плодотворного решения мировой демографической проблемы, поэтому приступили к насаждению нового мирового порядка. Социальные катастрофы. Современное общество подвержено постоянному воздействию глобальных факторов, которые кардинально меняют жизнь в пределах одного поколения. Размывание государств и столкновение цивилизаций. Таковы некоторые проблемы межцивилизационных отношений, порожденные объективными глобальными процессами. Еще больше проблем и более острого характера порождает глобализация как насаждение нового мирового порядка. Формы и средства начавшейся четвертой мировой войны радикализируются на глазах. Экспансия массовой культуры. Вследствие этого все человечество втянуто в тупики, кризисы и угрозы, который переживает западный дух. Глобализация, с одной стороны, резко усилила всемирное распространение западных ценностей, с другой резко сузила поле западного образа жизни до идеалов американизма. США стали сверхдержавой массовой культуры. Экологические угрозы. Глобализация не способствует позитивным изменениям в защите и сохранении окружающей среды. В результате агрессивной деятельности транснациональных корпораций в геометрической прогрессии обостряются проблемы обеспечения водой, топливом, сырьевыми ресурсами. Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов становится все более угрожающим для существования человечества. Глобальная экономическая дезинтеграция. Глобализация резко расширяют экономические «ножницы» между богатеющим Севером и беднеющим Югом, золотым миллиардом и большинством населения планеты. Глобализация ввергла человечество в стадию дикого капитализма в мировом масштабе. Мировой терроризм. Зародившийся в XIX веке терроризм в XXI веке приобретает глобальный характер. Во все времена террористическое сообщество – это орден идейных маньяков. Идейная мания заразительна, как и большинство болезней. Наиболее распространенной в мире идеологией терроризма является радикальный исламизм, противостоящий транснациональной экспансии, насаждению нового мирового порядка. Поистине глобальным терроризму позволяет стать глобальная информационная сеть. Информационное оглушение и зомбирование. Интернет из средства информационного общения все больше превращается в особую виртуальную реальность, киберпространство, которое вначале отображает, дублирует жизненную реальность, затем замещает ее, вытесняет полноценную жизнь мнимостью. В информационной эре человек существует в атмосфере агрессивной информационной среды, которая во многом навязывает порочные установки, ложные смыслы и ценности. Угроза изменения человеческого вида. Развитие технологий не только влияет на общество, но все больше определяет его, перестраивает социальные связи и личную жизнь. Более того, в технотронной маниакальности человек стремится искусственно переделать себя. Но человек может воспроизвести некое искусственное подобие некоторых своих функций, но он по сути бытия не способен искусственно создать себе подобие. Наиболее опасный путь самотрансформации человеческого вида - изменения и улучшений биологии человека или создание трансчеловека. Это грозит превратить человека из существа биологического в био-техногенное, из духовного, нравственного, разумного – в информационный фантом. В глобалистской цивилизации нет никаких табу, способных положить предел самоубийственному познавательному любопытству человека научного. Сверхусложнение и сверхускорение цивилизации. Система постиндустриальной цивилизации усложняется в геометрической прогрессии. Сверхсложный динамично меняющийся мир превышает возможности современных форм познания; в результате человечество все меньше способно осознавать и эффективно предсказывать направление своего собственного развития. Время существования мировых цивилизаций меняется согласно графику экспоненты (цивилизационная экспонента). Очевидно, что развитие человечества подходит к точке, в которой оно либо прекратит свое существование, либо перейдет в иные измерения жизни. Религиозный призыв. Несмотря на планетарное распространение, глобализация вовсе не глобальна, ибо лишена подлинно вселенского охвата. Оценить проблемы глобализации и контролировать ее угрозы невозможно с позиций глобалистского либо научно-технического сознания. Катастрофические проблемы глобализации ставят на повестку дня вопрос о необходимости мировоззрения, несравненно более углубленного и объемного, чем научное знание. Вселенским и универсальным, то есть подлинно глобальным может быть только религиозное мировоззрение. В катастрофические эпохи усиливаются апокалиптические настроения. Но актуализация ожиданий конца света как правило свидетельствует не более чем о близкой гибели современной формы цивилизации. Религиозный ответ на вызовы эпохи требует возвышающего творческого напряжения, то есть трансформации самой религиозности. Универсальное религиозное мировоззрение может быть основано на вселенской христианской, православной религиозности, открывающей человеку подлинного Бога. Вместе с тем, обновленное религиозное мировоззрение призвано вместить достижения всех мировых религий. Православному сознанию открывается, что Россия оказывается вместилищем спасительных для человечества ресурсов и ценностей – не только природных, сырьевых, технологических, но и человеческих, социальных, нравственных, культурных, религиозных, духовных. Угрозы глобализации вопиют: либо цивилизация прекратит свое существование, либо станет подлинно религиозной. Русская православная религиозность может стать основой религиозного возрождения человечества. Россия – это лоно зарождающейся новой цивилизации – цивилизации духа и спасения. |