Главная                      Новости                     Статьи                      Архив

Е.Г.Борисова
Формирование человека
“нового мирового порядка”

Каким будет человек в создаваемой системе, называющейся “новым мировым порядком”? Иными словами, какими нынешние глобализаторы хотят видеть наших детей и внуков? Уже сейчас мы можем обнаружить достаточно отчетливых признаков возможного развития событий. Человек будущего создается сегодня. Правда, не вполне ясно, происходит ли создание человека “нового мирового порядка” целенаправленно или все это результат каких-то самопроизвольных процессов и идет как бы само по себе, независимо от чье-либо злой – или доброй - воли. Для того, чтобы разглядеть эти процессы, рассмотрим, как в нынешнее время и в недалеком прошлом происходило формирование личности, склада характера и мировоззрения человека.

1. Важной особенностью любого общества, любой страны является психологический склад человека – члена этого общества. Этот склад проявляется в том, что называют национальными чертами характера. А более общие свойства характеризуют людей разных эпох. Двадцатый век был периодом смены эпох и смены типов личности. Мы, люди старше тридцати лет, это наблюдали воочию. Мы застали еще в живых поколения русского традиционного общества. Лучшие качества этих людей воплотились в типе советского человека.

Для традиционного русского и, шире, советского человека характерна твердая вера в основные нравственные устои - честность, справедливость. Особенно важно для него признание необходимости объединения людей. Отсюда уважение к любому сообществу от трудового коллектива до государства. В то же время у человека традиционного общества велика способность переносить трудности и ограничивать себя в получении удовольствий, в частности, от удобного жилья, изысканной пищи и т.п. Такие люди могли вынести тяжесть ускоренной индустриализации и войны. Вспомним Маяковского: “Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть”. Высшим удовлетворением было достижение какой-либо цели, ради которой терпятся лишения. При этом люди не были аскетами, наслаждались и земными радостями, но не ставили их превыше всего.

Замечу, что и до советской власти люди этого типа – крестьяне, солдаты, затем рабочие – были способны к исключительным усилиям и терпеливости. Тут вспоминается и переход Суворова через Альпы, и строительство первых железных дорог в России. Видимо, такое терпение и выносливость вообще характерны для людей традиционного уклада, а в суровых условиях России они достигли значительных масштабов.

В то же время мы знакомы и с человеком западного типа эпохи постмодернизма – так называют нынешний период, который, считается, следует за уже завершившейся эпохой Нового времени (Панарин 2002). Это и современный американец, и молодой русский наших дней, ориентирующийся на личный успех и живущий ради получения удовольствия. При сравнении людей этих двух противоположных типов – которые в наши дни могут оказаться рядом - прекрасно чувствуется, какая может быть разница в мироощущении, психике и даже в физических возможностях людей.

Помимо традиции и условий существования в формировании человека играет роль и целенаправленное воспитание, а его направление с древнейших времен определяется обществом.

Посмотрим, как современная эпоха определяет формирование нового человека. Мы будем исходить как из данных философской, педагогической и психологической литературы, так и из собственного опыта преподавания студентам (автор языковед и специалист по рекламе) и работы с детьми и подростками в нынешней “обновленной” пионерской организации.

2. Преобразования, получившие название “новый мировой порядок”, требуют человека определенного психического склада. Его адепты открыто заявляют о создании “человека кочующего” (выражение Ж.Аттали), оторванного от всех корней – страны, традиций, микросообществ (например, трудового коллектива или односельчан) и т.п. Это экстраполяция в будущее современных рыночных требований к рабочей силе. Мы знаем, что рынок в идеале предполагает и рынок рабочей силы: работник, продающий свой труд, должен иметь возможность выбора лучшей цены, т.е. зарплаты, а для этого приходится разъезжать по стране, а то и по свету. И мы это реально видим хотя бы на примере ученых: их рынок рабочих мест более узок, поэтому они кочуют из страны в страну. И в США работает много не только выходцев из России или Индии, но и из Великобритании, Франции. В Австрии можно встретить профессора-немца, и наоборот. То есть для обеспечения гибкости рынка рабочая сила должна легко перемещаться, обрывая свои корни. Что еще раз показывает: новый мировой порядок – результат развития существующей капиталистической системы. И “кочующий человек” – естественное его следствие.

Нетрудно видеть, что такой тип психики является наиболее удобным для манипулирования, хотя было бы преувеличением считать, что он создавался специально именно ради манипулируемости. Отрыв от корней приводит к снижению роли ценностей, разделяемых всем сообществом, будь то народ, класс или профессиональная группа. Вспомните, как презрительно отзываются о “деревенщине” и о традиционных требованиях, например, целомудрии, недавние переселенцы в города.

Когда нет базовых представлений о добре и зле, сознание легче воспринимает навязываемые идеи (Кара-Мурза 2000). Дело в том, что при любом воздействии на психику человека он все-таки осуществляет и противодействие: пытается критически оценивать навязываемые принципы. И обычно он сопоставляет их со своими важнейшими базовыми ценностями. Если новые идеи противоречат основным представлениям о добре, о должном и допустимом, человек отвергает новое. Если ему предлагают узаконить эвтаназию (“умерщвление”), этому будет противостоять базовая ценность “человек не должен распоряжаться чужой жизнью”, и явно или неявно проталкиваемая идея будет отвергнута (как происходит сейчас в большинстве стран мира).

Если же прежние ценности отвергнуты как чужие и ненужные, то навязываемые идеи не смогут быть оценены, и это позволит им проникнуть в сознание граждан. Так в перестройку разрушались базовые идеи коллективизма и патриотизма, что обеспечило поддержку идее разрушения Союза и ликвидации социализма.

Мы помним, что идеи нынешней “демократической революции”, в том числе противоречащие всей русской традиции (“слабый должен погибнуть”, “сильная Россия не нужна” и некоторые другие) победили в очень больших городах, население которых представляет собой конгломерат людей из разных мест и слоев. В других местах идеи или отвергались, что видно по итогам голосований в 1990-96 годах, или воспринимались медленнее и не в такой крайней форме.

Другой стороной отрыва от сообщества является воспитание индивидуализма, что тоже снижает защищенность личности от психологического воздействия. Провозглашается самодостаточность личности, суверенность и независимость ее взглядов от мнения какого-либо коллектива. И сейчас многие молодые люди повторяют телевизионные банальности (типа “Коммунисты отгородились от мира железным занавесом”, “Коммунисты хотят все отнять и поде-лить”) и при этом уверены, что это их собственное никем не навязанное мнение. Дело в том, что обсуждение в коллективе снижает возможность воздействия на подсознание – обсуждаемая мысль становится достоянием сознания, и отношение к ней уже критическое. При уверенности в собственной правоте дело до обсуждения - и до обдумывания вообще – обычно не доходит. В результате все услышанное переходит в представления человека без оценки и осознания. Он их воспринимает как собственный взгляд: “Мне никто не говорил, я сам знаю”

3. Еще один формирующийся в новом сообществе фактор, который тоже способствует усилению возможностей манипулирования, это гедонизм современного общества потребления, его стремление к наслаждениям (Мяло 1991). Это тоже представляется следствием логики развития капитализма: рост производства требует увеличения сбыта, а для этого надо формировать спрос. В принципе, стремление к удовлетворению потребности – это составная часть инстинкта самосохранения. На протяжении большей части истории удовлетворить потребность в еде или тепле было почти всегда тяжело. И только в Новое время для довольно большого числа людей стало доступно не просто своевременное утоление голода, но и возможность получать наслаждение от изысканных вещей. Понятно, что предел в удовлетворении потребностей очевиден, а в удовлетворении прихотей – нет. Поскольку при капитализме для прибыли нужно расширение числа потребителей, то и приходится формировать у человека все новые желания, предлагая ему все больше источников наслаждения. Способы формирования легко отследить на современной рекламе. Один из распространенных “ходов” - призыв “уступить соблазну” (варианты: “позволь себе”, “ты этого достоин” и т.п.).

Возможность немедленного удовлетворения любой потребности или даже прихоти – очень соблазнительная вещь, от которой трудно отказаться. В этом привлекательность витрин и рекламы супермаркетов даже для тех наших соотечественников, кто может делать покупки только на оптовых рынках. В этом случае возможность становится виртуальной – возможность что-либо купить только теоретическая. Но она продолжает существовать в сознании, ведь в нем сегодня представлен во многом виртуальный, искаженный манипуляцией мир.

И эта возможность (мнимая!) удовлетворить любое свое желание способна во многом определять не только поведение, но и характер, по крайней мере, подростка. Человек становится безвольным, ждущим новых наслаждений, обещанных рекламой, и жадным, ставящим удовольствия и их гарантию – деньги выше других ценностей. Он боится лишиться хотя бы призрачной возможности удовлетворения желания. Поэтому его легко запугать такой опасностью и заставить после этого действовать в соответствии с наставлениями манипуляторов. На этом строится немало и обещаний, и запугиваний в политической рекламе. Заметим, что в кампании “Голосуй, а то проиграешь” (Ельцин против Зюганова, 1996 год) на рекламных листовках в качестве альтернативы тюремной робе были представлены джинсы, т.е. предмет потребления молодежи.

Логическим следствием такого типа поведения является потребление наркотиков: они дают удовлетворение высокой степени. Возникающая зависимость сильнее всего привязывает человека к источникам получения наслаждения и делает возможным управление им через угрозу лишения привычной радости.

Другой стороной гедонизма является нежелание прилагать усилия для получения наслаждения – общество потребления готово наперебой предлагать все варианты “кайфа”. В самом тривиальном виде это проявляется в замене книг телевизором и реальной активности – компьютерными играми.

Оценивая состояние общественного сознания российской молодежи, мы можем отметить довольно отчетливые следы воздействия через соблазн наслаждениями. Это проявляется и в росте потребления наркотиков, в том числе и таких слабых, как пиво, и в половой распущенности, которая также является следствием принципа “уступи соблазну”. (Кроме того, и пиво, и распущенность, а возможно, и наркотики, продвигаются специально). Подростки теряют способность к действиям, которые не приносят сиюминутного удовольствия или выгоды. В частности, резко уменьшилось число прочитанных ими книг: чтение это больший труд, чем просмотр телепередачи или компьютерная игра. В этом плане жители мегаполисов, в частности, Москвы, “продвинулись” гораздо дальше, чем ребята из небольших городов. При проведении совместных пионерских мероприятий бывает заметно, что дети из пригородных поселков или городов типа Вязьмы и Сарова ведут себя энергичнее и активнее, чем москвичи.

4. Итак, мы отметили, что основные черты характера “нового гражданина мира” делают его идеальным объектом манипуляций. В то же время эти свойства – оторванность от корней, индивидуализм, гедонистическая ориентация – формируются как бы автоматически из потребностей все расширяющегося, глобализующегося рынка.

Заметим, что вывод о манипулируемости как следствии развития основных рыночных принципов обычно замалчивается. Напротив, в этом контексте подчеркивается все возрастающая свобода. Однако именно сознание свободы в форме удовлетворения потребностей без ограничений, накладываемых обществом, является главной опорой для манипулирования. Человек, полагая себя свободным, не принимает мер против порабощения психики. Это дает возможность манипулировать его сознанием и заставлять думать то, что нужно манипулятору. В результате получается: дается свобода говорить, но отнимается свобода думать.

Возникает вопрос: насколько указанные свойства воспитываются специально, а насколько их формирует “новый мировой порядок” - новые условия бытия? В принципе, в эпоху постмодерна, т.е. при наступлении нового мирового порядка многое из того, что раньше происходило естественно, становится управляемым (отсюда название “общество спектакля”). Желание понравиться вырастает в имиджеологию, стремление к убедительности речи приводит к разработке методов манипулирования. Превращаются в спектакль выборы, публичная политика и даже спорт: вспомните скандальную Олимпиаду в Солт-Лейк-сити. Поэтому и в формировании человека нового мирового порядка мы видим устремления тех сил, которые осуществляют реальное закулисное управление миром. Действительно, создание школьных программ для “общедоступных” школ, в которых фундаментальное образование заменяется сообщением фрагментарных сведений, свидетельствует именно об этом.

Подобные свидетельства преднамеренного создания “человека манипулируемого” можно увидеть и в создании специальной литературы, масс-культуры. Но все эти явления в то же время можно считать и естественным следствием дальнейшего развития рыночных (капиталистических) отношений. Примитивные книжки и тупая поп-музыка распространяются не по программам дебилизации населения, а потому что они, потакая стремлению к наслаждению без усилий, соответствуют требованиям рынка. Дебилизация оказывается естественной составляющей развития рыночных отношений в их апогее – при новом мировом порядке. А это значит, что те губительные для личности процессы, которые мы отметили, не минуют и детей “новых мировых господ”.

Формирование “человека управляемого” идет через рекламу, СМИ и школу. При этом - осознанно или нет – преследуются следующие цели: снизить порог критичности, воспитать гедонизм, оторвать от традиций, ликвидировать коллективизм. Несколько иной облик формируется для элиты. В платных школах сохраняется систематичность образования в противовес мозаичности в “школе для рядовых” (Кара-Мурза 2000). В соответствующих детских организациях и клубах (например, в скаутской организации) культивируются качества лидера. Однако - намеренно или нет - и эти дети вводятся в рамки зависимости от средств управления сознанием. Даже если школа другая, элитарные СМИ и искусство, реклама способствует тому же. Даже хуже: для “рядового” ребенка мир и есть жующие и пляшущие герои рекламы или убивающие всех супермены из блокбастера. А элитарный подросток благодаря качеству образования имеет представление о мире осмысленного существования, куда ему не дает вернуться примитивность СМИ и масс-культуры, и это источник дополнительного раздражения, агрессивности, а нередко и наркомании. (Медведева, Шишова 2000).

Если сравнить ребенка начала девяностых и нынешнего подростка, то разница очень заметна, ее постоянно отмечают педагоги. Сейчас в наших детях происходит: рост эгоизма и отказ от взаимопомощи. В классах, где учатся дети “средних новых русских”, наблюдается “война всех против всех”: безотносительно к дружеским пристрастиям вспыхивают акты агрессии то против одного, то против другого одноклассника. Резко выросло нежелание работать, что ведет к отрыву от чтения. Если же что-то и читается, то иллюстрированные журналы с крайне примитивным текстом или детективы и т.п.

Подобные процессы снижают способность к связному логическому мышлению. Этому содействует и короткая телереклама, и динамичный монтаж в фильмах, не оставляющий времени на осмысление. Все это формирует клиповое, фрагментарное восприятие мира, а это в свою очередь ведет к мозаичности картины мира (Кара-Мурза 2000). Человек не в состоянии соотнести различные фрагменты знаний и поэтому даже не пытается сделать собственные выводы в мало-мальски серьезных сферах, полностью доверяясь авторитету (чаще всего СМИ).

Видимо, с этим же связана и замечаемая у современных подростков неспособность к прогнозированию и тем более планированию будущего. Распространенной оказывается точка зрения: “живи сегодняшним”.

Следует заметить, что практически все отмеченные качества возникли на Западе раньше, чем в России. И угроза деградации личности проявилась во вполне осязаемых цифрах роста наркомании. Представители Запада прекрасно осознали, что в этом – перспектива быстрого конца цивилизации. Поэтому борьба с наркотиками там приняла широкий размах. Но поскольку употребление наркотических средств – это естественное следствие установки на получение удовольствия, которая через рекламу держит всю рыночную экономику, то и успеха у такой борьбы быть не может.

Получается, что на самом деле “новый мировой порядок” несет беду не только нам, но и людям “золотого миллиарда”. Ведь нельзя не признать, что формируемый тип человека – как намеренно воспитываемый, так и возникающий как следствие экономико-политических условий – это настоящая беда. И в рядах антиглобалистов было бы логично видеть людей любых убеждений и даже вовсе без них, которых объединяет одно: они родители, которые не хотели бы для своих детей будущего в дебилизованном мире, создаваемом новым мировым порядком.

Литература:

Ж.Аттали На пороге нового тысячелетия. М.2000.
С.Г.Кара-Мурза Манипуляция сознанием. М., 2000
И.Я.Медведева, Т.Л.Шишова Дети нашего времени. М., 2000.
К.Г.Мяло Время выбора. Молодежь и общество в поисках альтернативы. – М., 1991.
А.С. Панарин Искушение глобализмом. – М., 2002

             Содержание     Далее

Hosted by uCoz