Понимание и
претворение (к 75-летию
В.Кожинова) Вадим Валерьянович Кожинов умер неожиданно. На нашем сайте нет его некролога - в январе 2000 года слово "антиглобалист" еще только начинало звучать, и никто не думал, что оно окажется актуальным в России. Но в это время уже складывался взгляд на эпоху, который вместил в себя именно наше видение периода перелома, который мы переживаем. К французскому (в первую очередь) представлению о постмодерне как о карнавальном завершении Нового времени добавлено сокровенное знание, выношенное наследниками нашей цивилизации, которая именовалась православной, затем коммунистической, но сути своей в итоге не поменяла. Вот эти особенности и постигал В.Кожинов, уже много лет - известный (блестящий!) литературовед-открыватель М.Бахтина, критик - открыватель Н.Рубцова и многих других писателей земли русской. На склоне лет он почувствовал необходимость и возможность вскрыть философские основы нашей истории. Впрочем, стремление к философским корням он проявлял и раньше, например, в блестящей работе по теории поэзии. В своих исторических и историософских работах "История Руси и русского слова. Современный взгляд", "Россия в двадцатом веке" и других книгах, вышедших уже "после развала", он показывает - вслед за любимым им Ф.И.Тютчевым - особенности русской цивилизации и ее восприятие на Западе. Вычленение русской цивилизации из западной происходит мучительно, хотя об этом писали еще в позапрошлом веке такие умы, как Достоевский, Данилевский, К.Леонтьев и многие другие. Этому есть естественная причина - мы действительно очень близки с Западом, разделяем с ним восхищение классиками литературы и искусства: Бетховен и Чайковский, Толстой и Бальзак действительно наше общее достояние. Именно поэтому наша инакость или проявляется в крайностях славянофилии (а в двадцатом веке - русофилии), или отвергается на подсознательном уровне как признак бескультурия. Только объективный взгляд позволяет спокойно отметить наши - и их - особенности, не впадая в крайности. Но такой взгляд по-новому видит всю эпоху, осознает "терминальность" того, что стало превалировать на Западе, спасительность того, что пока удается сохранить русским. Именно такой взгляд отличает труды В.Кожинова. Мы видим Россию любящими, но трезвыми глазами глубокого мыслителя. Мы понимаем - или начинаем понимать, что духовное начало, оказавшееся необходимым для существования России, может противостоять выросшему на западной почве практицизму, ставшему - добавим мы сегодня - основой "нового мирового порядка". Работы В.Кожинова и сейчас очень важны для понимания происходящего, его еще много лет будут перечитывать те, кто пытается понять, что происходит с миром. Но по-прежнему горько, что вот уже пять лет мы не слышим его глубоких замечаний, его блестящих выводов, которые так могли бы помочь нам сегодня. Е.Широкова
Ваше мнение выскажите на форуме сайта! |